19 мая, 05:32

Полпроцента — не та величина, чтобы еще 10 лет жить у тещи

27 октября 2014 в 06:00

Больше года Северо-Западный банк Сбербанка использует при работе с застройщиками и агентствами недвижимости систему «Партнер-онлайн». Она позволяет клиентам, пришедшим в офис партнера, чтобы выбрать квартиру, тут же подать заявку на получение ипотеки в Сбербанке. Об особенностях и возможностях системы мы беседуем с директором Управления по работе с партнерами банка Аркадием Бочарниковым.

Бочарников Аркадий
заместитель управляющего филиалом банка в Петербурге — руководитель розничного бизнеса
Банк Глобэкс

Больше года Северо-Западный банк Сбербанка использует при работе с застройщиками и агентствами недвижимости систему «Партнер-онлайн». Она позволяет клиентам, пришедшим в офис партнера, чтобы выбрать квартиру, тут же подать заявку на получение ипотеки в Сбербанке. Об особенностях и возможностях системы мы беседуем с директором Управления по работе с партнерами банка Аркадием Бочарниковым.

– Система внедряется только в Петербурге?

– Нет, работа шла параллельно по всей стране, Петербург не был пилотным регионом. Однако именно здесь программа нашла наилучший отклик. Серьезные петербургские застройщики, такие как Setl Group, ЛСР, оказались более продвинутыми в плане внедрения новых технологий.

Наша система постоянно модернизируется, в ней появилась возможность обратной связи, в ближайшее время добавится инструмент «iМик», позволяющий подобрать наиболее удобный вид кредита исходя из заданных параметров.

– Когда клиент приходит в офис к застройщику или риэлтору, он сам формирует заявку?

– Клиенту рассказывают об особенностях той или иной ипотечной программы, и он сразу выбирает не только объект, но и кредит. Ему не надо идти в два офиса. Требуется стандартный пакет документов в рамках имеющихся программ. И уже на месте сотрудник формирует заявку на ипотечный заем. Мы обучаем персонал компаний-партнеров.

Сейчас по Северо-Западу в банк заявки через «Партнер-онлайн» направляют 385 застройщиков и агентств недвижимости. К примеру, в августе поступили 2152 заявки, в том числе 1546 — в Петербурге.

– Две-три заявки на офис в месяц — это немного.

– Это в среднем, по всем партнерам. В программе участвуют и маленькие агентства, и крупные застройщики.

– То есть для клиента главный плюс — в экономии времени. А в чем выгода для партнеров?

– У партнера появляется конкурентное преимущество в виде дополнительного бесплатного сервиса для клиентов.

Кроме того, система позволяет в режиме онлайн получать информацию о статусе кредитной заявки и оперативно обсуждать все возникающие вопросы с сотрудниками банка. Пакеты, пришедшие через эту систему, рассматриваются быстрее.

Наконец, партнеры автоматически получают информацию о наших новых акциях и могут оперативно сообщить о них покупателям.

– Какую долю в общем потоке заявок составляют документы, переданные от партнеров?

– По Петербургу доля заявок от онлайн-партнеров стабильно держится в пределах 40%. Всего за месяц в банк поступает около 4000 заявок.

– Случаются ли ошибки в документах, принятых в партнерском офисе?

– Мы постоянно проводим обучение, и сейчас качество заявок выровнялось. Более того, в последнее время партнеры подают пакеты документов, которые по качеству подготовки (заполнение анкет, отсутствие ошибок, комплектность) выполняются на уровне сотрудников банка. Понятно, что разница совсем небольшая — 15% возвратов или 13, но качество приличное, и это радует. Ипотечные брокеры, которые работают в агентствах недвижимости, в офисах застройщиков, — специалисты высокой квалификации.

– Доля заявок на новостройки растет?

– Если говорить по тем заявкам, которые идут по программе «Партнер-онлайн», то в Петербурге 85% сделок — по новостройкам. В целом по банку доля первичного рынка — около половины.

– Что должны сделать застройщик или агентство недвижимости, чтобы подключиться к системе «Партнер-онлайн»?

– Прежде всего, обратиться в наше управление с соответствующей просьбой. А дальше все просто. «Партнер-онлайн» не требует установки специального программного обеспечения и финансовых затрат, нужен лишь компьютер с выходом в Интернет. Этой услугой может воспользоваться любой партнер банка.

Кстати, у программы очень простой интерфейс, и пользоваться ею легко. Техническая поддержка системы осуществляется силами банка, и для партнера это совершенно бесплатно.

– Есть ли внутренняя конкуренция между собственными предложениями застройщиков по рассрочке и банковской ипотекой?

– Рассрочку тоже можно рассматривать как форму кредитования, только за счет застройщика. Если, конечно, сегодня компания может себе это позволить. Там, естественно, другие условия: срок значительно короче, возможно, другая стоимость квартиры и т. д. Это же для строителей все равно замораживание средств. А нужно вести стройку, платить рабочим, переводить налоговые отчисления и так далее. Серьезную рассрочку могут себе позволить те, кто имеет доступ к финансовым ресурсам, компании с устойчивым финансовым положением.

– Недавно объявленное Сбербанком повышение ставок по ипотеке приведет к сокращению числа заемщиков?

– Пока трудно оценить. Меняются не только ставки, но и другие условия, надо будет оценивать итоги этого шага в комплексе. Повышение ставок всего лишь «догоняет» инфляцию, и тот, кто собрался покупать квартиру, кто считает, что ему нужно решать жилищный вопрос сегодня, будет это делать. Полпроцента — не та величина, чтобы еще 10 лет жить у тещи. Ясно, что уменьшится доля инвестиционных покупок.

– Коммерческие банки сетуют на то, что сейчас рынок формируют госбанки и конкурировать с ними все сложнее. Насколько справедливы такие оценки?

– В Петербурге три ведущих банка формируют около 80% ипотечного рынка. Это не только ликвидность (доступность финансовых ресурсов), здесь работают и наличие разветвленной сети, и технологии.

– Обучение сотрудников в «партнерских офисах» — это затраты. Они оправданны? Отбились ли эти расходы?

– В прошлом году доля Сбербанка на ипотечном рынке Петербурга составляла около 17%, в этом году она увеличилась до 38%. Мы считаем, что это положительный фактор.