НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 21:29

Максим Жабин: «Важно, чтобы элементы арт-девелопмента были частью общей картины»

27 сентября 2023 в 07:40

Вечный спор: продажи – это рациональный коммерческий расчет или искусство? О том, как важно задействовать эмоциональную сферу, как создавать объекты, вызывающие эстетические переживания, рассуждает Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой».

Максим Жабин. Фото предоставлено СК «ЛенРусСтрой»

Последнее время в Петербурге и в области все чаще появляются проекты ЖК, в которых используются арт-объекты. Это могут быть элементы в оформлении фасадов, малые архитектурные формы, временные галереи. Я полагаю, это важное направление в девелопменте, в нашей компании мы тоже его поддерживаем и будем развивать.

К арт-девелопменту близко примыкает еще одно понятие – нейроэстетика. Это история с эстетическим удовольствием, когда человек, заходя в то или иное помещение или приезжая в определенную локацию, получает не только удовлетворение с точки зрения комфорта, но еще и эстетическое удовольствие. В Петербурге это понятие наполнено особенным смыслом, благодаря обилию памятников архитектуры, музеев и галерей, выставок и вернисажей.

Красота может успокаивать, а может вызывать бурю эмоций, во всех проявлениях она важна для человека на эмоциональном уровне. К нейроэстетике в том числе относится история с применением в маркетинге различных форм искусства, таких как картины, статуи, перформансы… Другое направление – например, ароматы: вкусные запахи в подъездах или МОПах тоже могут быть частью маркетинговой стратегии.

Важно, чтобы элементы арт-девелопмента использовались не изолированно или случайно, а были частью общей картины, направленной на создание ауры благополучия.

В этот комплекс впечатлений могут входить цветовые решения фасадов, пластика фасадных решений, появление каких-то элементов внутри общественных зон в виде арт-объектов.  Сюда же входят истории со световым дизайном, со здоровьем дома, с биофильными решениями. Кстати: именно поэтому в названии нашего комплекса в Новоселье мы использовали оба элемента: «Лес» и «Арт», искусство и экология. Но просто назвать – недостаточно, необходимо, повторюсь, сделать это последовательной стратегией.

Внести в объект элементы, связанные с искусством и с экологией: с применением натуральных цветов, естественного света, натуральных МАФов в виде бревен, которые будут присутствовать в игровых зонах.

Еще одно замечание: текущая ситуация характеризуется высоким уровнем негатива и коротким горизонтом планирования. Тем важнее воздействие на эмоциональном уровне, тем значимее элементы, способные генерировать позитивные эмоции.

Я как человек, выросший из продаж, понимаю, что есть инструменты, помогающие коммуницировать с клиентом. Продажи – это и есть вызывание в человеке определенных эмоций. Эти эмоции можно усиливать при помощи определенных действий или материалов.

Мы работаем в классе «стандарт», и я не могу выразить нужные мне вещи в классных материалах фасада, в оригинальных архитектурных решениях. В существующей экономической модели это сложно.

Мы начали использовать инструменты, позволяющие решать те же задачи проще и быстрее. Брать какие-то истории из искусства; все мы посещали выставки и музеи… Мы не просто используем определенную картину или поставим красивые архитектурные элементы, включим в благоустройство стрит-арт и переносные галереи. Это должна быть история, которая рассказывается и работает на разных уровнях.

Примерно до четвертого этажа человек видит и различает красоту дома и фасада. И с первого по третий мы используем более выразительные материалы, тот же облицовочный кирпич, чтобы была тактильная сторона, рисунок. Чтобы человеку было проще ориентироваться, мы берем какие-то модные направления. И все соединяем в единое поле.

Поэтому в наш проект в Новоселье включен Василий Кандинский. Но мы не просто воспроизводим его картину «Круги в круге», ее композиция воплощена в пространстве благоустройства. Если человек посмотрит с верхних этажей, то увидит и узнает ее. Она интегрирована в благоустройство, в расположение элементов. Люди, проживающие в наших домах, вправе наслаждаться эстетикой не только видовых квартир. Но даже вид во двор должен быть красивым и производить правильное впечатление. «Круги в круге» – это геометрия. Мы выбирали то, что в реальности можно совместить с нашим проектом. Сложную фигуративную живопись трудно вписать в наш проект.

Похожий подход реализует Группа RBI: картины, театрализация, перформансы – но в своей ценовой категории и другими средствами. Яркий пример – Левашовский хлебозавод. Петербургская идентичность, но как бы увиденная глазами молодого поколения. Специалисты RBI повторяют лучшее из старого, но при этом жилье еще и новое, современное.

Понимание красоты индивидуально. Мы пытаемся простым языком объяснить, почему важно разбираться в искусстве, в культуре и живописи. Поэтому выбираем самые простые (композиционно) картины. Если человек не понимает Кандинского, ему все равно у нас будет комфортно. В конце концов, это просто красиво. Если понимает, если увидит и распознает намек – будет писать, звонить и рассказывать друзьям.

Конечно, далеко не всякий известный художественный образ можно использовать. Я скептик, я, например, никогда не понимал значение «Черного квадрата» Малевича. Допускаю, что это значимо. Но вряд ли эта работа может стать основой для визуальных решений в сфере жилья.

По словам Кандинского, «круг – это синтез величайших противоположностей».