НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

27 апреля, 09:53

Вадим Парадник: «Отрасль как после серьезной травмы – кризис миновал, состояние стабильное, нужна реабилитация»

27 декабря 2023 в 15:00

Строительная отрасль пережила очередной кризис, чувствует себя неплохо, но есть и новые тревожные симптомы: ключевая ставка растет, льготная ипотека заканчивается, ощущается близкий спад спроса, сохраняется острая нехватка кадров. Об итогах уходящего года и перспективах рынка размышляет генеральный директор ГК «Глобал ЭМ» Вадим Парадник.

генеральный директор ГК «Глобал ЭМ» Вадим Парадник
Вадим Парадник. Фото: ГК «Глобал ЭМ»

— Удалось ли участникам рынка найти новый путь после кризиса? 
— После тектонических сдвигов, которые отрасль пережила в 2022 году, большинство компаний сумели перенастроиться, решить вопросы с импортозамещением, найти тактические решения для выживания и дальнейшей работы. В основном в сторону замедления, упрощения, ожидания. Кто-то пересмотрел продуктовую линейку, и вот на рынке уже скоро появятся дома класса «комфорт ++», которые еще совсем недавно были «бизнесом». Другие компании снизили темпы реализации проектов, кто-то просто спрятался в ракушку до лучших времен. Но некоторые занимают активную позицию. По сравнению с 2022-м у нас появилось гораздо больше предложений о сотрудничестве, в том числе от новых застройщиков, которые пришли на Северо-Запад из других регионов. 

— Какие рыночные ниши будут наиболее выгодными? 
— Все мы ждем ощутимой активности в промышленном строительстве. Стране, безусловно, нужна независимость, основанная на сильном промышленном секторе, покрывающем как минимум собственные потребности, в том числе в высокотехнологичной продукции. Пока мы видим единичные проекты, но в новом Генплане бОльшую часть промышленных территорий в пределах города так и не перевели в статус жилых. Скорее всего, власти ждут инвесторов, которые займутся «промкой». 
В остальном в приоритете останутся среднеэтажные жилые комплексы с продуманной квартирографией, благоустройством и «социалкой», недалеко от городской черты. Апартаменты, безусловно, подтверждают статус инвестиционно-привлекательного продукта. Насколько я знаю, номерной фонд апарт-отелей, по итогам года, примерно в полтора раза превысит объем рынка классических гостиниц. Несмотря на это, спрос на них сохраняется на высоком уровне. 
Остается надеяться, что государство проведет грамотную работу в финансовом секторе, ведь текущая ключевая ставка спрос совсем не стимулирует. 

— А как высокая ключевая ставка влияет на проектные компании? 
— Все изменения на строительном рынке напрямую или косвенно влияют на нас. Повышение ключевой ставки ведет к зеркальному изменению ставок по ипотеке, а далее по цепочке: отток покупателей, снижение количества проектов на рынке, а значит, и у нас. Это не самый радужный, но возможный сценарий, поэтому мы рады, что в конце года удалось пополнить не только проектный портфель, но и девелоперский. Наши специалисты загружены по полной. 

— Застройщики все чаще сетуют на нехватку кадров. Для вас это тоже проблема?  
— Кадровый голод все более актуален с каждым годом. Квалифицированная «старая гвардия» уже в преклонном возрасте и не имеет активной рабочей позиции. Среди специалистов среднего возраста, к которым мы себя причисляем, с хорошей «советской» базой и наработанной современной практикой, произошел отток как в столицу, так и за рубеж. А гиперактивная молодежь, только что покинувшая вузы, претендует на такую зарплату, что даже в Москве удивятся.  
Мы присматриваемся к талантливым студентам еще во время стажировок, готовы их доучивать после получения диплома. Но нет гарантий, что однажды они не уйдут к конкурентам. Поэтому держим конкурентоспособный уровень зарплаты, индексируем его в финансово разумных для компании пределах, ведь сотрудникам надо платить ту самую повышенную ипотеку. Стараемся сделать максимально комфортным пребывание в офисе, привлекаем интересными проектами и молодой сплоченной командой. 
Но, честно скажу, при всех усилиях некоторые вакансии остаются незакрытыми месяцами. Специалистов просто нет. Это при том, что около 85% выпускников строительных вузов работают по профессии, и государство активно занимается привлечением будущих студентов. 

— Какую поддержку государство оказывает отрасли? 
— Можно я просто улыбнусь в ответ? Поддержку обычно получают крупные корпорации, до небольших компаний она, видимо, не доходит. 

— Перевод в разряд добровольных ряда обязательных требований в строительстве чем-то поможет? 
— На днях прочитал новость, что для жилья планируют отменить норму по естественному освещению. И мне вспомнилась передача, где показывали азиатские «многоквартирники», окна которых имеют великолепный вид на вентиляционные шахты. Во времена Российской империи мы уже имели похожий опыт строительства. Тогда Строительный устав представлял собой сборник норм, установленных в разные эпохи, а также советов и пожеланий, появившихся в результате строительства конкретных объектов. Чуть позже в него добавили освидетельствование работ и техническую отчетность. По сути, архитектор добровольно отвечал за все, от разработки проекта до перерезания ленточки. С той поры в городе сохранилось множество домов. Некоторые, действительно, удивляют своей прочностью, когда специалисты нашего Испытательного центра их обследуют. Но в целом не стоит идеализировать ту эпоху. К тому же с той поры многое изменилось, в том числе в ментальности застройщиков. Некоторые из них будут вполне рады официально обходить нормативы, если это позволит удешевлять строительство. Сами понимаете, качество будет соответствующим. 
Вместо того, чтобы зарабатывать в моменте, хочется строить так, чтобы наши дети и внуки гордились, чтобы общество получало объекты, радующие глаз. Поэтому мы против отмены обязательных нормативов, все наши проекты отвечают этим требованиям, без исключения. 

— Каким этот год был для вашей компании? 
— Спокойнее предыдущего, позиции удержали. За 11 лет мы преодолели немало кризисов. Иногда кажется, что работа без них – почти миф.  
Пополнили портфель новыми проектами. Несколько сделок ведем прямо сейчас. Поэтому в будущее, минимум в следующий год, смотрим вполне уверенно, активно пополняем команду и обязательно постараемся сделать еще один шаг к расширению деятельности: возможно, перейдем из ленд-девелоперов в комплексные застройщики и сами начнем реализовывать проекты после получения разрешения на строительство.