НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 12:52

Следующий за кризисом подъем надо встретить во всеоружии

6 апреля 2015 в 05:40

В состав Российской гильдии управляющих и девелоперов входят архитектурные студии и бюро из обеих столиц и даже партнерство «Объединение архитектурных мастерских Санкт-Петербурга», собравшее более 20 ведущих архитектурных и проектных компаний. Архитекторы и девелоперы пытаются выстроить диалог на равных, от его успешности зависит облик российских городов. Подробности — в интервью с Сергеем Орешкиным, членом ОАМ и руководителем архитектурного бюро «А. Лен».

Орешкин Сергей Иванович
Орешкин Сергей Иванович
руководитель
Архитектурное Бюро «А.Лен»

В состав Российской гильдии управляющих и девелоперов входят архитектурные студии и бюро из обеих столиц и даже партнерство «Объединение архитектурных мастерских Санкт-Петербурга», собравшее более 20 ведущих архитектурных и проектных компаний. Архитекторы и девелоперы пытаются выстроить диалог на равных, от его успешности зависит облик российских городов. Подробности — в интервью с Сергеем Орешкиным, членом ОАМ и руководителем архитектурного бюро «А. Лен».

– Гильдия организует мероприятия с участием известных архитекторов, осенью состоялся второй форум PROUrban, проблемы урбанистики и архитектуры обсуждаются на PROEstate. В Петербургской архитектурной биеннале‑2015, которую вы проводите в апреле вместе с Союзом архитекторов, также будет участвовать РГУД. Значит ли это, что архитекторы и девелоперы достигли взаимопонимания?

– Пока происходит общение на «круглых столах» и по той тематике, которая представляется актуальной для Гильдии, т. е. мы обсуждаем крупные проблемы урбанистики. На выставки и семинары РГУД делегируем известных архитекторов и проектировщиков. Со своей стороны, доверили РГУД два «круглых стола» на предстоящей биеннале. Но этого недостаточно. Архитекторы и девелоперы пока общаются вне партнерства. Нет реального представительства интересов внутри Союза архитекторов, в ОАМ. В Гильдии многие годы действует комитет по градостроительству и архитектуре, но люди, которые в него входят, практически не участвуют в работе Союза архитекторов, Градсовета, находятся за рамками архитектурного сообщества и общественной архитектурной жизни. В этом году мы пытаемся ситуацию переломить, ищем форматы, в которых архитекторы смогут общаться внутри Гильдии с крупными застройщиками.

– В отношениях между двумя сообществами много острых углов, их история богата конфликтами. Почему? Ведь архитектор и девелопер в определенном смысле — партнеры.

– Российская экономика очень волатильна: то мчится, как ветер, то летит под откос. А проектный рынок — нежный, в трудные времена мгновенно теряет кадры. Из-за экономических штормов пострадала старая советская архитектурная и проектная школа. И в какой-то момент девелоперы сделали вывод, что российские специалисты не способны обеспечить хорошее качество проектирования, надо привлекать проектировщиков с Запада. Эта волна накрыла нас в 2005–2009 годах. Никто не удосужился изучить, каковы этапы и структура проектирования на Западе. В итоге многие девелоперы потратили огромные деньги, обожглись и, не докопавшись до сути, решили, что западные проектные подходы не приживаются в российских условиях.

Это наша основная проблема: мы плохо разбираемся в бизнесе друг друга. Если мы достигнем взаимопонимания, девелопер не будет требовать, чтобы объекты, с которыми нужно работать полгода-год, сделали за месяц. Ему не придется обвинять проектировщиков в ошибках и в сорванных сроках. Архитекторам же, со своей стороны, придется признать, что есть на рынке девелоперы, которые вдумчиво подходят к проектам. Деньги на проектирование составляют максимум 5% от стоимости проекта, между тем на долю проектировщика приходится до 90% принимаемых решений. А за ошибки заставляет отвечать государство, третья сторона инвестиционно-строительного процесса.

Надо оценить рынок и все здоровые силы вовлечь в процесс, не отвергая и советского опыта, когда на научной основе разрабатывались базовые подходы к градостроительству. Пренебрежительное к нему отношение привело к тому, что ни одну проблему мы не в состоянии глубоко разобрать. Силами коммерческих структур осуществить такое невозможно.

– Но отношение к архитектуре все-таки меняется? Лет пять — семь назад девелоперы сомневались, нужна ли архитектура, например, в сегменте «масс-маркет», окупится ли она. Теперь таких колебаний нет.

– Некоторая эволюция налицо. Причем замедление экономики этому способствовало. Вдруг появилось время на архитектуру. Все сочли, что в ней тоже заложен ресурс. Обратите внимание, теперь нет ни одного жилого комплекса без названия. Следующий этап — стремление привязать название к истории и особенностям места, на котором дом строится.

Стало понятно, что архитектура — это недорого даже для масс-маркета. Если как следует поработать, то и в Кудрово или Мурино можно достичь внятного результата. Пока идут эксперименты с цветом, а не со структурой здания, ее стараются не усложнять. Этажи все одинаковые. Хотя мировая практика пришла к тому, что каждая жилая ячейка должна отличаться от соседних. Рано или поздно и у нас приживется такая дифференциация. Появилось внимание к ландшафту, к входным группам — они должны соответствовать названию комплекса. Возникают самые неожиданные темы — то английские, то французские. Это немного наивно, хотя покупателям нравится.

Но тут выяснилось, что девелопер слабо ориентируется в иерархии рынка архитектурных услуг. На каждую работу есть свой зодчий: кто-то специализируется на очень недорогих материалах масс-маркета, кто-то — на классике, на проектах, рассчитанных на центр города, и т. п. Везде свои маленькие гуру. И если вы хотите получить экономичную качественную архитектуру, надо привлекать людей, чьи работы в этой области заметны. Надо мониторить рынок, составлять рейтинг. Я, например, так и делаю. А девелопер, который за это платит, — нет.

– То есть выбор происходит по наитию. Увидел что-то интересное — решил внедрить у себя в проекте?

– Да. И это «что-то» может находиться вне связи с архитектурным процессом, с современными тенденциями. Архитектору трудно, оставаясь подрядчиком, расширять кругозор заказчика. Хотя сегодня этим пытаются заниматься ведущие зодчие. Например, рассказывать девелоперу, как строят тот же масс-маркет в азиатских странах.

Ведущие архитектурные компании ведут научную работу, анализируют, что происходит у коллег, на региональных архитектурных рынках и в мире. Их возглавляют зрелые мастера, уже выбравшие для себя определенную стилистику, в которой им удобно работать. Архитектурная элита доносит до заказчика то, что сейчас интересно ей, хотя это и не всегда совпадает с интересами девелоперов.

Мы обычно делаем срез мирового опыта, затачивая его под потребности заказчика. Он пришел с намерением построить гостиницу, мы показываем 200 проектов отелей со всего мира (у нас обширный архив), объекты из нашего портфолио. Пытаемся вместе разобраться, в чем функциональные отличия российского опыта от международного. Иногда удается договориться о более острых, актуальных решениях.

– Какие проблемы хотелось бы обсудить с девелоперским сообществом в рамках деловой программы биеннале?

– На биеннале будет видно в ретроспективе все, что построили петербургские архитекторы за последние 15 лет. Этого еще никто и нигде не показывал. Кстати, станет очевидно, как вспышки всех наших кризисов проявляются в архитектуре.

Новый кризис принес нам хорошую паузу. Рынок охлаждается, есть время проанализировать, что происходило последние семь-восемь лет. И на основании этого понять, что будет дальше. Предыдущий опыт говорит о том, что мы каждый раз были не готовы к следующему за кризисом подъему. Например, в 2003–2004 гг. проектировщики не смогли освоить тот объем заказов и финансов, который внезапно образовался на рынке. Следующий подъем надо встретить во всеоружии.

И нам есть что в связи с этим обсудить с девелоперами. Например, наши ПЗЗ, разработанные в 2004–2005‑м и утвержденные в 2009‑м, были призваны сдержать дикий хаотичный рост рынка жилья. ПЗЗ для мегаполиса с населением от 1 млн жителей по определению носят запретительный для девелопмента характер. Но эти правила действуют и тогда, когда рынок сжимается, а бизнес надо, наоборот, стимулировать. В прошлом году петербургскому рынку навязали еще и региональные нормы. Документ нацелен на снижение обязательств государства по отношению к инвесторам. И перекосов там достаточно. Нам надо лоббировать изменения в правилах игры. И это тоже тема, которую хочется предложить Гильдии.

Мнения экспертов

Андрей Петров,
генеральный директор ООО «Семрен и Монссон РУС»:

- Наша позиция в Гильдии с самого начала была проактивной, в 2014 году мы стали соорганизаторами некоторых мероприятий. И хотя на 100% наши планы реализовать не удалось, практическая отдача есть, нам удалось заключить несколько новых контрактов.

Наш стиль проектирования за последние два года стал узнаваемым в Петербурге. Кроме того, мы в тренде. В России становится востребованным BIM- проектирование (построение информационной модели здания). Гильдия способствует распространению этой «моды» среди застройщиков, ориентированных на современные технологические процессы. Это не может не радовать, поскольку 100% наших проектов в России выполнено с применением BIM технологии.

Я не думаю, что кризис заставит девелоперов принести архитектурную составляющую в жертву экономике. Вектор совершенно обратный. Стоимость качественной архитектуры в проекте не является решающей. Продать невнятный проект в новых реалиях будет гораздо сложнее. Кризис - это драйвер диалога девелоперов с архитекторами.

Мы не будем в 2015-м играть столь же заметную роль в деловой повестке Гильдии, как в прошлом году. Компания нашла для себя в России новую нишу — медицинское проектирование. Эта сфера для российского подразделения архитектурного концерна SEMRÉN&MÅNSSON абсолютно новая и очень интересная, мы полностью поглощены этой работой. Мы пытаемся диверсифицировать наш портфель в отраслях, более устойчивых к кризису. Думаю, когда эта работа перестанет быть коммерческой тайной, нам будет о чем рассказать коллегам по Гильдии.

Саша Лукич, главный архитектор и управляющий партнер проектного бюро Portner Architects:

– Наше бюро заинтересовано в том, чтобы расширять профессиональные контакты, находить партнеров и заказчиков внутри сообщества и продвигать свои идеи в области архитектуры, дизайна, планировок на мероприятиях Гильдии.

На наш взгляд, качество планировочных решений многоквартирных домов в России сейчас отстает от современных стандартов на 40–50 лет. При строительстве жилья до сих пор применяются нормы, разработанные 75 лет назад, которые функционально не обосновывают 30–35% площади квартиры. Мы считаем, что задача архитектора — не гнаться за количеством метров, а спроектировать эргономичное жилое пространство. В мире достаточно интересных решений, выгодных для всех участников рынка, в том числе и покупателей. Важно донести их до девелоперов и строителей. Сделать это в рамках обычных деловых отношений заказчика и исполнителя трудно, здесь уместен только диалог на равных, который способна обеспечить Гильдия.