НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 09:57

Надеюсь на встречу с Родиной…

2 октября 2016 в 20:35

На съезде, состоявшемся в рамках форума PROEstate, Российская гильдия управляющих и девелоперов единогласно избрала новым президент-электом Николая Казанского, управляющего партнера Colliers International в России. Мы задали г‑ну Казанскому несколько вопросов о том, как он видит дальнейшее развитие Гильдии и ее роль в профессиональном сообществе.

Николай Казанский - Nikoliers
Казанский Николай
управляющий партнер
Nikoliers

– С какой программой вы пришли и сильно ли она отличается от той политики, которую проводит РГУД сегодня?

– Я сформулировал для себя семь приоритетных пунктов: Москва, регионы, жилая недвижимость, общественные организации, международные организации, аналитика и отношения с властью. Они соответствуют тому, как Гильдия развивалась в последнее время, но потребуют, возможно, новых инструментов.

– У вас есть своя концепция политики РГУД в регионах?

– Я уже обещал президиуму, что за этот год посещу минимум шесть представительств, чтобы составить собственное представление о региональных рынках. Вообще год работы в качестве президент-электа — хорошая страховка от того, чтобы войти в должность неподготовленным. Есть время во всем разобраться.
Региональная сеть РГУД действительно быстро развивается. Много представительств и компаний-членов, постоянно появляются новые. Но если 10 лет назад девелоперам из регионов приходилось ехать в Москву или Питер, чтобы поучиться, посмотреть проекты на более развитых рынках подобно тому, как столичные девелоперы ездили в Лондон или Нью-Йорк, то теперь проекты в регионах становятся не хуже, чем в обеих российских столицах. Теперь нужен обмен лучшими практиками между регионами. Смысл работы я вижу в том, чтобы региональные компании за свое членство получали как можно больше необходимой им информации, новых возможностей. Я бы пошел тем же путем, каким идут в Финляндии, прокладывая пешеходные дорожки: присмотрелся бы, куда идут люди, как они действуют, чего действительно хотят. Не навязывал бы свою модель.

– И все же какие регионы представляются вам наиболее экономически активными, перспективными для открытия представительств РГУД?

– Исходя из данных компании Colliers, которая старается идти в авангарде рынка и первой оказываться в том регионе, который начинает развиваться, могу сказать, что Дальний Восток весьма активен и должен рано или поздно подключиться к Гильдии. Там возникают локальные рынки, на которых возникает недвижимость современного качества. Юг заслуживает более широкого охвата, не только в пределах Ростова и Краснодара. Colliers, например, уже делает консалтинг и брокеридж в Махачкале, Грозном.
В небольших городах, конечно, нет смысла организовывать представительства, но нередко есть вполне профессиональные люди, которых надо интегрировать в Гильдию. При этом я не думаю, что надо любой ценой увеличивать широту охвата, лучше работать над тем, чтобы компаниям было интересно состоять в РГУД.
Представительство в Москве развивается энергичнее других и в 2016‑м показало яркие результаты — более 20 новых компаний. Но этого все-таки недостаточно. Больше половины российской качественной коммерческой недвижимости (от 50 до 75% в зависимости от сегмента) сосредоточено в Москве. Топ-игроки рынка, компании, так сказать, из «лиги чемпионов», пока не торопятся в Гильдию. Надо думать, чем их можно привлечь, потому что они принесут новую волну обмена опытом и информацией.

– Почему жилой сегмент вас интересует больше, чем ситуация с коммерческой недвижимостью?

– Коммерческий девелопмент стал менее активен. Мы пережили два года турбулентности, когда объекты вводились, а спрос на торговые и офисные площади падал, соответственно, вырос объем вакансий, пошли вниз цены. Новая волна роста рынка началась с жилья. Это такая примета 2016 года. Многие коммерческие девелоперы пересмотрели планы и работают, например, в формате апартаментов, добавляют жилую составляющую в проекты. Все внимание направлено сейчас на этот сектор.
В то же время начинает формироваться отложенный спрос на коммерческую недвижимость. Думаю, что уже осенью мы ощутим первые признаки роста, а с 2017 года вновь начнется строительство новых объектов. Кроме того, Москва в последние пять лет вкладывает деньги в инфраструктуру. Изменения колоссальны, они касаются метро, дорог. Платные трассы, парковки, центральное железнодорожное кольцо. Из ближнего Подмосковья можно стало добраться в центр не за два часа, а за 50 минут. Если другие крупные города хотя б отчасти последуют примеру столицы, сфера недвижимости будет развиваться вслед за инфраструктурой, как происходит во всем мире.
Деньги на рынке есть, причем разные и не так уж мало. Механизмов для их привлечения пока недостаточно. Конечно, если считать в долларах, объем инвестиций в недвижимость с 2013 года сжался в три с лишним раза, но при пересчете в рубли разница получается не столь драматичная. Например, до 2008‑го цифры были куда меньше, а мы не ощущали это как спад.

– В каком направлении вы планируете развивать международное сотрудничество РГУД?

– Основам ведения бизнеса мы у Запада научились, остальное придется пройти и создать самим. Наш рынок — далеко не самый отсталый, он лучше, чем большинство европейских, потому что вся коммерческая недвижимость у нас новая, построена по стандартам последних 10–15 лет. Будучи членом международного совета директоров Colliers, я представляю там лучшие практики, разработанные здесь.
Мне интереснее работа международных организаций по сбору статистики рынка, формированию актуальной аналитики. То, как им удается отслеживать региональные рынки и получать оттуда свежие данные. Этот опыт необходимо изучить. В России исследования пока ведутся в частных организациях по частному заказу, за частные деньги. Отсутствие свежей и достоверной информации и аналитики мешает правильному бизнес-планированию. Особенно остро проблема стоит в регионах.
Мы уже пришли к выводу, что на базе Гильдии надо создавать аналитический центр, который делал бы в России то, что в Штатах делают IREM или CCIM. Они издают справочники и по торговым зонам, и по ставкам аренды, и по доходам населения. И это такая аналитика, которую больше нигде не получишь. Чтобы понять, в каком режиме она будет доступна, нам предстоит подсчитать затраты на ее формирование на хорошей научно-исследовательской базе, на деятельность центра.
Возможно, для реализации этой задачи нам придется выстроить более тесное взаимодействие с Российской гильдией риэлторов, Союзом промышленников и предпринимателей. Непростая задача, но, если мы не начнем решать ее сейчас, ничего не добьемся. Это даст нам хороший инструмент для работы с банками, с властью и со всеми участниками рынка.

– Ваши задачи президент-электа РГУД пересекаются с задачами и интересами компании Colliers в России? И зачем, кстати, все это лично вам?

– Я сделал свой выбор в 16 лет, когда закончил 239‑ю петербургскую физматшколу и пришел в Политехнический университет на только что открывшуюся кафедру недвижимости. Это была весна 1997 года. Мы тогда думали не о деньгах, а о том, что сможем поучаствовать в создании и развитии совершенно новой для России отрасли. И до сих пор и мне, и многим моим коллегам интересно не только заработать, но и улучшить профессиональные стандарты. Я уже четыре года руковожу российским бизнесом Colliers, выстроил команду, бизнес-процессы, портфель компании быстро растет. Есть возможность немного сместить акценты в сторону общественной деятельности.
Определенная синергия общественной и бизнес-функции, скорее всего, появится. У Colliers всегда было много проектов за пределами Москвы и Петербурга. При этом региональные и локальные рынки изучали, разумеется, сотрудники Colliers. Я как руководитель сидел в Москве, видел их отчеты, но сам мало ездил по России. Хватит пальцев на двух руках, чтобы пересчитать города, где я все-таки побывал, хотя многое о них знаю и кое-что успел сделать для появления качественной недвижимости в регионах. А ведь я посетил 60 стран мира. В общем, надеюсь на встречу с Родиной — ради самого себя, ради бизнеса и общественной самореализации. Хотя уже известно, что деятельность в профессиональном сообществе забирает больше денег и времени, чем отдает.

ДОСЬЕ
Николай Казанский окончил Петербургский политехнический университет по специальности «Управление недвижимостью», является обладателем степени CCIM, сертифицированным членом Института инвестиций в коммерческую недвижимость США, членом Королевского общества сертифицированных экспертов Великобритании (MRICS). С 2003 года работает в международной компании Colliers International. С 2013‑го — управляющий партнер в России.В 2015 году вошел в состав совета директоров Colliers в EMEA, принимает участие в проработке планов развития компании в этом регионе.