НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 09:40

Генплан — не Библия, которая отвечает на все вопросы

16 сентября 2018 в 22:15

Завершилась работа Комиссии по внесению изменений в действующий Генеральный план. Об этих корректировках и о других градостроительных документах мы беседуем с Юрием Бакеем, главным градостроителем Петербурга, руководителем Научно-исследовательского проектного центра Генерального плана.

Бакей Юрий
главный градостроитель Петербурга, руководитель Научно-исследовательского проектного центра Генерального плана

Завершилась работа Комиссии по внесению изменений в действующий Генеральный план. Об этих корректировках и о других градостроительных документах мы беседуем с Юрием Бакеем, главным градостроителем Петербурга, руководителем Научно-исследовательского проектного центра Генерального плана.

– Юрий Константинович, за последние годы сложилось впечатление, что в Петербурге так часто вносят поправки — в Генеральный план, в ПЗЗ, — что даже некоторые специалисты путаются… Что уж говорить о гражданах, которые на общественных слушаниях хотят внести свои предложения. Как вы оцениваете очередной раунд работы над Генпланом? Сколько из поданных поправок будет принято?

– Надо понимать, что Генеральный план — это управленческий документ территориального развития, он оперирует крупными функциональными зонами. А большинство людей мыслят локально: девелоперы, скажем, хотят получить под застройку какой-нибудь пустырь, а граждане по преимуществу настаивают, чтобы в квартале, где они живут, ничего не происходило, кроме озеленения территории. И обижаются, когда объясняешь, что эти вопросы уточняются или в правилах застройки, или в проектах планировки. Генплан — не Библия, не книга, которая отвечает на все вопросы. Правда, по моим наблюдениям, градостроительная грамотность людей растёт. Во многом благодаря социальным сетям появляются инициативные группы, которые подают юридически корректные предложения.

Всего в ходе общественных слушаний поступило около двух с половиной тысяч поправок, по всем (вне зависимости от степени абсурдности) мы сформулировали свою позицию. Сколько поправок в итоге будет принято, станет ясно на финише: после завершения работы Комиссии все предложения сначала поступят в городское правительство, потом — в Законодательное собрание и, наконец,  на подпись губернатору. Мы предполагаем, что до конца года пакет поправок будет утверждён.

– И сразу начнёте готовить изменения в Правила землепользования и застройки на основе скорректированного Генплана? И снова будут общественные слушания?

– Не торопитесь. Сначала в ПЗЗ внесут поправки в связи с реконструкцией 40-й больницы в Сестрорецке, где по технологическим причинам требуется построить более высокое здание, чем разрешают градостроительные регламенты. Решение правительства по этому поводу уже принято. Сейчас мы готовим документацию, которую и вынесем на общественные слушания. Они пройдут во всех районах, но даты пока не назначены.

– Во всех районах будут обсуждать этот единственный «местный» вопрос? Это не чересчур: где Сестрорецк, а где, скажем, Купчино?

– Таковы требования федерального закона. А насчёт единственного вопроса, думаю, вы ошибаетесь: граждане (органы власти, застройщики, общественные организации, частные лица) вправе подать на эти слушания свои поправки. Кстати, на нынешнюю корректировку Генплана мы, в сущности, тоже подавали лишь одно предложение — по изменению расчётного срока действующего документа. Итог вам известен.

– Некоторые решения Комиссии по внесению поправок удивляют. К примеру, по строительству спортивного центра Валуева в Полежаевском парке…

– О том, что известный спортсмен готов построить там многофункциональный спортивный центр, мы узнали непосредственно на комиссии, это предложение внесла администрация Красносельского района и очень его отстаивала. Несколько лет назад там предполагали сделать лыжный стадион (инициатором выступала олимпийская чемпионка Светлана Журова), и мы считали, что эту функцию можно оставить за участком, который, кстати, уже вырезан из состава парка. КГИОП, кстати, отрицательно отнёсся к новым планам. Но большинство членов комиссии проголосовало «за». Так что наше мнение — не решающее.

– Как обстоят дела с новым Генпланом: сроки его разработки и утверждения перенесли, потому что не успеваете?

– По другой причине: Генеральный план должны разрабатывать на основе Стратегии социально-экономического развития города, а её, в свою очередь, предстоит подготовить на основе аналогичной стратегии для всей страны. Пока этих документов нет.

– Что с масштабными перспективными проектами? Например, с кампусом Петербургского государственного университета. Его то «размещают» на намыве, то в совхозе «Детскосельский», то близ усадьбы Демидовых в Тайцах. Какое направление приоритетно?

– На заседании попечительского совета СПбГУ под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева от Петербурга и Ленобласти прозвучали предложения по четырём площадкам (от каждого субъекта Федерации). Помимо названных, город предлагает территории Аграрного университета в Пушкинском районе и площадку в районе Горской. По всем из них нужны доработки. Но и сам вуз должен уточнить концепцию своего кампуса.

– А с кампусом и Хайпарком ИТМО в городе Южный есть ясность?

– Пока только начало пути. Но мне кажется правильным, чтобы в новом петербургском пригороде разместился такой высокотехнологичный парк. Вообще, инвестор Южного стал первым, кто услышал наши рассуждения о местах приложения труда для жителей будущего города и всерьёз искал возможности для создания таких «якорей». Сейчас ИТМО формулирует свои представления о том, как должен выглядеть кампус.

– С Южным непосредственно связан вопрос о скоростной автотрассе через посёлок Александровская, против которой активно протестуют жители. Альтернативную дорогу, на которую они надеются, не прорабатывали?

– Мы выполнили такую работу, сейчас она находится на рассмотрении комитетов городской администрации. Протесты граждан по-житейски понятны. Но, если познакомиться с протоколами общественных слушаний, получается, что жители протестуют против вторжения цивилизации в виде скоростной трассы, а вместо неё требуют провести в посёлок центральный водопровод и канализацию. А это точно не вопросы Генерального плана…

– Как будет происходить переезд военно-морских вузов в Кронштадт? Там построят новый учебный комплекс или приспособят существующие военные городки?

– Мы направили запросы в Министерство обороны и районную администрацию с просьбой уточнить планы по перебазированию из Петербурга профильных вузов. Вряд ли речь пойдёт о новом строительстве: надо понимать, что в Кронштадте действуют ограничения по высоте зданий (не выше Морского собора), к тому же практически на весь город распространяется действие зон охраны, предусмотренных 820-м законом.

– В начале сентября в пяти районах прошли слушания по проекту планировки для ВСД. Жителей Невского района очень беспокоит запланированный мост через Неву, точнее, подходы к нему. Уже есть инициативная группа, которая требует вместо него сделать тоннель. Изъятие участков и зданий под строительство тоже беспокоит собственников…

– А вы полагаете, что к тоннелю подходы не понадобятся? Сейчас рассматривается и мостовой, и тоннельный варианты, окончательного решения пока нет. Поверьте, и у той, и у другой переправы через Неву есть свои сложности, связанные не только со строительством, но и с дальнейшей эксплуатацией. Для прокладки тоннеля остаётся только узкий коридор. Получается, он может пройти едва ли не вплотную к опорам железнодорожного моста, а это небезопасно. Мост построить проще и дешевле. Но всё зависит от того, какой это будет мост, в том числе и по силуэтному решению.

Мне кажется, СМИ слишком нагнетают ситуацию вокруг предстоящих изъятий, а собственники зря бьют тревогу. При разработке проекта (а сейчас только стадия проекта планировки) будет проведена инвентаризация участков, необходимых для трассы, и тогда станет ясно, у кого и что именно необходимо выкупать. И поверьте, ни о каком глобальном изъятии речь не идёт: основная часть трассы пойдёт по эстакаде. Так было и при строительстве ЗСД, и мне лично в конце 1990-х довелось вести переговоры с собственниками участков. Сколько лет ушло на строительство этой скоростной дороги? Вот и ВСД не появится за два-три года. Это непростая, дорогостоящая история, но необходимая для развития Петербурга.