22 октября 2018 время: 10:21
курс $0.00 €0.00
Поиск

Хочу получать уведомления
о главных новостях NSP.RU


НАШ ЦИТАТНИК
«Власти стали рассматривать застройщика не как инвестора, а как торговца жильём, которого надо нагрузить обременениями…»
Михаил Возиянов
старший вице-президент по инвестициям ЮИТ, сегмент «Жилищное строительство, Россия»
08 октября 2018

Деятельность «коммерческих» СРО должна быть прекращена

В Петербурге прошла окружная конференция членов Ассоциации «Национальное объединение строителей» по Северо-Западному федеральному округу. Такие мероприятия проводят во всех субъектах РФ в рамках подготовки к XVI Всероссийскому съезду строительных СРО, который состоится в ноябре. О ситуации, сложившейся в системе саморегулирования, и вопросах, которые будут обсуждаться на съезде, рассказывает координатор НОСТРОЙ по СЗФО Никита Загускин.

 Как идёт реформа системы саморегулирования в строительной сфере?
Реформа ещё не завершена, так что пока можно подводить только предварительные итоги. До её начала в Северо-Западном федеральном округе, за исключением Петербурга, работали 17 СРО, объединяющие строительные компании. Сейчас действуют 13, но Ростехнадзор продолжает проверки по исполнению ими требований Градостроительного кодекса, вступивших в силу 1 июля и 1 сентября 2017 года. В зависимости от результатов этих проверок будет понятно, сохранят ли эти СРО свой статус или нет. Но думаю, подавляющее большинство саморегулируемых организаций на Северо-Западе продолжат работать.

 В чём основная причина прекращения деятельности СРО?
Многие СРО потеряли средства компенсационных фондов из-за отзыва лицензий у банков, в которых они размещались. Каждая СРО самостоятельно пытается взыскать утраченные деньги.

До начала реформы в Северо-Западном федеральном округе,
за исключением Петербурга, функционировали 
17 СРО, объединяющие строительные компании. 
Сейчас их 13.
Думаю, подавляющее большинство продолжат свою 
работу.

Однако статистика говорит, что вернуть их практически невозможно – очень мало банков после отзыва лицензии возвращается на рынок. Так что случаев, когда удаётся возместить часть или тем более всю сумму, немного. Члены лишившихся статуса организаций перешли в другие СРО, но им пришлось заново вносить средства в компенсационные фонды.
Что касается введения регионального принципа,  оно прошло без осложнений – во всех регионах есть хотя бы одна СРО.

Первое чтение прошёл законопроект, предполагающий «амнистию» для СРО, лишившихся средств компенсационных фондов, но отношение к нему неоднозначное...
В первую очередь этот документ посвящён введению института саморегулирования в сфере негосударственной экспертизы. Именно на этом сосредоточились при обсуждении документа Минстрой и национальные объединения.Здесь, кстати, есть много разных мнений. Например, по требованиям к количеству членов новых экспертных СРО. Есть предложение создать единственную в стране саморегулируемую организацию в сфере негосударственной экспертизы. НОСТРОЙ в этой дискуссии участвовал, высказал ряд технических поправок, поскольку в основном этот вопрос затрагивает СРО в сфере проектирования и изысканий.
Но при этом НОСТРОЙ сформулировал свою позицию по второй части законопроекта, касающейся компенсационных фондов. Есть опасения, что принятие закона в этой редакции позволит недобросовестным СРО провести «чистки», исключая часть членов, чтобы «подогнать» размер компенсационного фонда и сохранить статус. В целом Совет НОСТРОЙ решил, что поправки нужны, особенно с учётом имеющихся проблем в региональном развитии саморегулирования. Но возможность сохранения на рынке «коммерческих» СРО, фактически торгующих допусками, надо пресечь.

Какие темы обсуждали на окружной конференции?
Это вопросы, которые будут рассматриваться на Всероссийском съезде СРО. Например, там будут утверждать приоритетные направления работы НОСТРОЙ. Появились новые цели и задачи, которых не было ранее. В частности, содействие повышению эффективности саморегулирования в строительстве. Сейчас идёт активная работа по внедрению Единого реестра сведений об обязательствах членов СРО. Дело в том, что действующее законодательство требует от СРО, члены которых работают с государственными или муниципальными заказчиками, сформировать помимо компфонда возмещения вреда ещё и фонд обеспечения договорных обязательств. Уровень ответственности компании влияет на размер взноса в этот фонд и рассчитывается исходя из совокупных обязательств фирмы по таким контрактам. Единый реестр позволит оперативно получать информацию о контрактах и размере обязательств. Саморегулируемая организация должна регулярно проверять своих членов и, соответственно, хорошо знать возможности компаний. Видя, что компания получила контракт, который физически не может исполнить, СРО может принять законные меры административного воздействия. Это необходимо, чтобы обезопасить остальных членов 
СРО — ведь им всем придётся возмещать потери компенсационного фонда. А сейчас зачастую СРО узнаёт о контрактах своих членов, когда заказчики уже требуют компенсаций за их неисполнение.

 НОСТРОЙ ведёт активную работу по внедрению Единого реестра сведений об обязательствах членов СРО, который позволит оперативно получать информацию о заключённых  строительными компаниями госконтрактах и размере их обязательств.
И это будет бесплатно.

Уже завершилось техническое апробирование готового продукта и началось подключение СРО к работе в Едином реестре сведений об обязательствах членов СРО. Пользование этим программным продуктом будет бесплатным.
Съезд должен утвердить поправки в Градостроительный кодекс, а также изменения во внутренние документы Национального объединения строителей. Они были предложены и одобрены окружными конференциями, Экспертным советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства и Советом НОСТРОЙ. Здесь сложно выделить главное – все предложения важные. Они, например, определяют специфику взаимоотношений НОСТРОЙ и СРО, устраняют существующие пробелы, устанавливают чёткий понятийный аппарат. Многие поправки касаются регламентов работы, взаимоотношений с контролирующими органами и СРО, использования взносов и так далее. То есть они направлены на решение проблем, которые выявились при применении существующего законодательства. Все эти изменения горячо обсуждаются.
Например, НОСТРОЙ предлагает скорректировать порядок использования процентов, начисленных при размещении в банках средств компенсационных фондов. Часть этих денег, которые сейчас лежат мёртвым грузом, СРО смогут использовать на нужды Национального объединения, уменьшая размеры членских взносов или даже сводя их к нулю. Это облегчит финансовую нагрузку на строительные организации.
Уточняется порядок перехода из одной СРО в другую. Так, запрет на вступление в другую СРО будет действовать только если компанию исключили по её вине – из-за несоблюдения законодательства и стандартов.
Есть предложения усовершенствовать порядок ведения Национального реестра специалистов. Например, разрешить включать в него иностранных граждан, имеющих право трудиться в России по иным документам, а не только по разрешениям на работу. Или уточнить механизм исключения из реестра, например, в случае выявления судимости или недостоверных документов.

 С 1 июля прошлого года в каждой строительной компании должны работать не менее двух специалистов, включённых в Национальный реестр. Они должны иметь высшее образование по определённым специальностям, в список которых не вошли выпускники военных вузов. Эта проблема решена?
 Проведена огромная работа, и специалисты военных профессий теперь могут попасть в реестр. Сейчас мы занимаемся отдельными специальностями, выпадающими из перечня. Зачастую их названия напрямую не связаны со строительством, но специфика образования и полученного опыта позволяет работать в этой сфере. Например, речь об электромеханиках, монтажниках определённой специализации, наладчиках. Предложения по ним аккумулируются и передаются в Минстрой, который расширяет перечень. Возможно, делается это недостаточно часто, но работа однозначно идёт. И это особенно заметно на примере военных специалистов. Проблема была в том, что у Минобразования и Минобороны разные коды специальностей и классификаторы, да и секретность. Поэтому, чтобы включить в перечень какую-то военную специальность, зачастую приходилось снимать грифы секретности с приказов Минобороны.

Продолжается обсуждение поправок, касающихся уменьшения стажа для специалистов и возможности включения в Национальный реестр тех, кто получил среднее техническое образование, а не только высшее. Но здесь однозначного мнения нет. Есть, например, отдалённые районы Ленобласти, где найти специалиста с высшим образованием очень сложно, а выпускников училищ достаточно. Они по уровню подготовки и опыту не уступают, особенно если проходили переподготовку. Но с другой стороны, Национальный реестр — это некий фильтр, который повышает статус и востребованность определённых специальностей. Если резко снизить планку, реестр не сможет обеспечить своих задач.

 Какие законодательные изменения в сфере саморегулирования произошли в последнее время?
 Вступили в силу масштабные поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся в основном самовольных построек. Однако там есть и статья, обязывающая стать членами СРО компании, занимающиеся сносом зданий. Это специализированные фирмы, у них специфический рынок и система оплаты их услуг. Зачастую они совмещают деятельность по сносу с сортировкой и утилизацией отходов, полученных в процессе и влияющих на экологию. 
И бывает, что стоимость работ по сносу нивелируется объёмом строительного мусора, который можно использовать повторно, зарабатывая на этом. Естественно, в этой сфере должны быть заняты профессионалы. Кроме того, деятельность по монтажу опасна 
и нередко связана с высотными работами. 
Поэтому логично, что они попадут в систему саморегулирования.