НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 22:29

Центр коллекций в сарае

20 марта 2017 в 21:20

Неказистый сарай на задворках Этнографического музея временно превратят в центр музейных коллекций.

Неказистый сарай на задворках Этнографического музея временно превратят в центр музейных коллекций. Члены Совета по культурному наследию предлагают ради создания полноценного фондохранилища изменить федеральный закон.

Комплекс площадью 20 000 кв.м на территории памятника федерального значения – Михайловского сада – можно возвести только под эгидой воссоздания утраченных Служебного и Кухонного корпусов Михайловского дворца. Михаил Мамошин, руководитель АМ, разработал проект еще четыре года назад, а недавно нашел документальное подтверждение своим идеям: «В фондах Русского музея я обнаружил чертежи Росси. Эти корпуса действительно существовали! Их снес Василий Свиньин при строительстве Этнографического музея. Он совершил ошибку, и мы обязаны восстановить целостность ансамбля!»

Но современное законодательство позволяет воссоздавать только памятники, то есть объекты наследия, поставленные на государственную охрану. А корпуса Росси снесли еще до революции, так что в эту категорию они никак не попадают. По мнению Алексея Ковалева, нужно направить в Госдуму поправки к федеральному закону, чтобы предусмотреть возможность воссоздания утраченных исторических ансамблей. Но на это уйдут годы.

Между тем фондохранилище нужно музею еще «вчера». Его директор Владимир Грусман напомнил, что речь о проекте идет с 1960-х, но до сих пор так ничего и не сделано. Единственная существующая возможность – приспособить здание декорационных мастерских Михайловского театра. Этот самострой (почти сарай) с приметами конструктивизма появился в 1930-е. Ни шедевром архитектуры, ни охраняемым объектом он не является. Его фасады можно рассмотреть только зимой и ранней весной, в остальное время они скрыты зеленью Михайловского сада. В этой постройке можно оборудовать около 2500 кв.м площадей для хранения экспонатов, небольших выставок и реставрационных мастерских. «Мы рады этой «синице в руке» и пока не мечтаем о журавле в небе», – комментирует Владимир Грусман.

Средства на реконструкцию уже запланированы программой «Культура России». Правда, в музее хотели бы изменить фасады здания. Архитекторы из компании «Традиция» предложили четыре варианта их стилизации: «под классику», «под конструктивизм» и парочку «под парковый павильон». Но члены совета заявили, что все они никуда не годятся. И если музею срочно нужно фондохранилище, пусть он временно, не меняя фасадов, приспособит этот «сарай» под свои цели. «У нас странное законодательство: воссоздавать Росси нельзя, а сарай – можно», – философски отметил член совета Борис Кириков.