НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 03:36

Чиновники душат рынок

19 апреля 2017 в 05:30

Главная опасность для рынка – не санкции, даже не цены на нефть, а увеличение доли государства в экономике, считают в Антимонопольной службе.

Главная опасность для рынка – не санкции, даже не цены на нефть, а увеличение доли государства в экономике.

Федеральная антимонопольная служба подвела итоги 2016 года. В России участники рынка конкурируют не за потребителя, а за доступ к административному ресурсу, отмечает глава ФАС Игорь Артемьев. В стране сформирован государственно-монополистический капитализм: вклад государства и госкомпаний в ВВП составляет около 70%. При этом, по оценкам ФАС, перед кризисом 1998-го доля государства в экономике оценивалась примерно в 25%, в 2008-м – в 40–45%, а половину она превысила к 2013 году. В 2016-м, кстати, ситуация существенно не изменилась. 

В числе значимых рисков Игорь Артемьев называет нечестные методы, которые используют руководители унитарных предприятий, фактическое сворачивание программы приватизации, картельные сговоры с участием чиновников и тарифную политику монополистов.

Строительная отрасль на общем фоне выглядит относительно благополучно – именно в силу того, что, например, на рынке жилья действуют миллионы покупателей и десятки тысяч компаний. В области жилищного строительства государство устанавливает правило, но почти не вмешивается в процесс: доля новостроек, возведенных за счет бюджета, исчезающе мала. Но и в этой сфере ощутима роль госзаказа: наиболее значимые банкротства последних лет постигли как раз те фирмы, которые выполняли государственные контракты (на «стройках века» в Сочи, при возведении объектов транспортной инфраструктуры и т.д.).

Рецепты, предлагаемые антимонопольщиками, очевидны, но малореалистичны: реформа унитарных предприятий, отказ от формирования тарифов «по затратам» и т.д.

Если внимательно читать отчет ФАС, выводы получатся неутешительные: терапия неэффективна, и без системного кризиса подходы к управлению экономикой не изменятся.

Впрочем, некоторые эксперты и руководители компаний считают ФАС неотъемлемой частью этой же системы: мелочный тотальный контроль, бесконечная отмена торгов по формальным причинам, стремление расширить сферу влияния…