НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 15:42

Росреестр опять просит денег

2 июня 2017 в 09:15

Росреестр попросил дополнительно из федерального бюджета 3,2 млрд рублей – на комплексные кадастровые работы.

Росреестр попросил дополнительно из федерального бюджета 3,2 млрд рублей – на комплексные кадастровые работы.

С 2018 года вступают в силу изменения законодательства, согласно которым участок «без законно установленных границ» нельзя будет продать, подарить, купить или подключить к коммуникациям. А в Едином госреестре есть сведения о 59,7 млн земельных участков, из них, по данным на начало 2017 года, лишь 29,3 млн имеют границы, установленные в соответствии с требованиями законодательства (данные на начало 2017-го).

Границы устанавливают в ходе комплексных кадастровых работ (ККР). По закону о кадастре, финансирование ККР – забота бюджета. С этим пока кисло.

Как сообщают «Ведомости», Тува получила 38 млн рублей (на условиях софинансирования) и уже заключила 10 госконтрактов. Белгородская область: 7,81 млн, 27 госконтрактов. Астраханская область – 4,19 млн, шесть госконтрактов.

В открытых источниках нетрудно найти расценки на кадастровые услуги (установление границ, включение в кадастр) – несколько тысяч рублей за участок. Обычно – от 3000 до 7000 руб.; Росреестр считает по 3300 рублей на участок. Даже с поправкой на опт – нужны десятки миллиардов, а не десятки миллионов!

Тем более что к общей неразберихе, связанной с реформой Росреестра и переносом огромного массива данных с бумажных носителей – на электронные, добавляется переделка координат. Согласно постановлению Правительства РФ №1240 (вышло в ноябре 2016-го), с 1 января 2017-го страна переходит на единую государственную систему координат и высот – ГСК-2011. Не сразу, постепенно. До 2020 года можно использовать прежние системы – СК-95 и СК-42. И тут возникает «юридическая загогулина». Например, в Ленобласти границы участков определены в других системах – это СК-63, СК-64 и МСК-47. А еще – в условных (это когда считают от водокачки или трубы). Про эти системы в постановлении – ни слова. Интересно, а границы областных объектов, включенные в кадастр, – действительны? Если нет, как их пересчитывать?

Ленобласти в перечне «пилотных» регионов пока нет. В целом субъекты Федерации уже подали заявки на ККР в объеме 2 млрд рублей.

А Росреестр отправил в Минэкономразвития запрос на дополнительные 3,7 млрд рублей, для проведения ККР (3,2 млрд – из федеральной казны, остальное – софинансирование местных бюджетов). В федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета» на будущий год предусмотрено финансирование в размере 100 млн рублей. Этого хватит на 30 000 участков – 1% от общего числа «безграничных» наделов.

Так что пока дачники в панике. И готовятся к дополнительным расходам. Похоже, будет как с капремонтом или содержанием памятников: государство плавно дистанцируется от своих обязательств, перекладывая хлопоты на собственников.

>Мнение NSP
Почему правительство не спешит выделять Росреестру дополнительные деньги – в общем, понятно: аллергия. С 2006 по 2012 год ведомство получило 43 млрд на перевод в электронный вид сведений о 42 млн участков и 70 млн капитальных объектов. В 2013-м Счетная палата обнаружила, что 29,3 млрд истрачены с нарушениями, 2,9 млрд канули неведомо куда, а результата нет. В 2014-2016-м еще сколько-то миллиардов пустили на срочный запуск электронной версии – она заработала, но с опозданием и не полностью. Теперь опять средства понадобились