НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 15:48

Минус треть покупателей

20 июля 2017 в 09:00

В «Группе ЛСР» заявили о снижении на треть числа и объема сделок на первичном рынке жилья в первом полугодии, если сравнивать с тем же периодом 2016-го.

В «Группе ЛСР» заявили о снижении на треть числа и объема сделок на первичном рынке жилья в первом полугодии, если сравнивать с тем же периодом 2016-го.

ЛСР реализовала во всех регионах присутствия (Петербург, Москва, Екатеринбург) 257 000 кв.м жилья разной категории – против 366 000 кв.м в 2016-м. То есть на 30% меньше. В денежном выражении объем сделок тоже снизился на 30% – до 26 млрд рублей. Причем наибольший спад произошел в Московском регионе. Там количество сделок упало на 52%. В Петербурге зафиксировано сокращение объемов на 28%.

Зато во втором квартале компания повысила цены в среднем на 7% (по сравнению с первым).

В Петербурге «Группа ЛСР» продала за полгода 151 000 кв.м жилья на сумму 14 млрд рублей (на 25% меньше, чем за тот же период 2016-го). Заметнее всего просел сегмент бизнес-класса (-40%) и элитный (-36%). Снижение спроса на жилье категории «масс-маркет» – 26%. Доходы от продаж квартир уровня «бизнес» и «элита» составили в общей сложности 3,7 млрд рублей, на небогатых покупателях застройщик заработал 11 млрд рублей.

Данные по натуральным показателям компании говорят и о некотором снижении объемов выполненных строительно-монтажных работ. Так, за первый квартал 2017-го предприятия группы передали заказчикам 448 000 кв.м в домах из сборного железобетона. Это на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года. Снизились и объемы реализации строительных материалов. В плюсе только товарный бетон, его продали на 29% больше, а также газобетон (+11%).

Отметим, что все эксперты и участники рынка дружно фиксируют снижение активности покупателей с начала года. Расходятся они только в оценке объемов падения. У одних компаний – это треть сделок, у других – около 15%. Как обычно, застройщики находят и «объективные» причины: аномально высокую активность в начале 2016-го, когда стало ясно, что программу господдержки ипотеки вот-вот отменят, а также нынешний отложенный спрос. Граждане выжидают, пока ипотечные ставки опустятся еще ниже.

О том, что рынок неизбежно реагирует на падение реальных доходов населения, большинство застройщиков предпочитает умалчивать. Как и прогнозировать, на какой отметке это падение остановится. Впрочем, об этом лучше спрашивать не у застройщиков.