НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 06:42

Реновация как шоу

31 июля 2017 в 08:00

Московский опыт реновации «хрущевок» будет распространен на всю страну. А противников процесса финансируют «западные фонды».

Московский опыт реновации «хрущевок» будет распространен на всю страну. А противников процесса финансируют «западные фонды».

Такие интересные подробности прозвучали на конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной программе «развития застроенных территорий».

Ведущая встречи Анна Шафран сообщила: есть поручение спикера Госдумы Вячеслава Володина доработать закон о реновации, чтобы он был пригоден для регионов.

В обсуждении участвовали: депутаты Госдумы Виталий Милонов и Сергей Вострецов, зампред Комитета по строительству Евгений Барановский, глава МО «Дачное» Вадим Сагалаев, советник президента банка «Санкт-Петербург» Александр Вахмистров, генеральный директор СК «Воин-В» Олег Глущенко.

Анна Шафран коротко поведала о продвижении «московского» закона, отдельно отметив, что в рамках общественной дискуссии состоялось около 500 «народных сходов».

Виталий Милонов начал в непривычно-сдержанной манере. Главное содержание его спича – жителям в «хрущевках» оставаться нельзя: «Эти дома не подходят под современные представления о нормальном жилье, и они должны быть снесены». Причем про экономику процесса (откуда деньги?) г-н Милонов не сказал ничего, зато заявил: «Наша задача – чтобы к следующей избирательной кампании мы говорили о каком-то понятном окончании программы. Чтобы видно было, когда люди переедут в новые, отвечающие всем требованиям жилые помещения». Как связаны снос «хрущевок» и выборы – осталось неясным.

Александр Вахмистров, с высоты своего опыта, напомнил «историю вопроса», в том числе – первоначальные попытки санации «хрущевок». По мнению г-на Вахмистрова, петербургская программа реновации в основе правильная, она доказала свою жизнеспособность; нужно ее дополнить поправками, исключающими фактор «последнего жильца». Он также подчеркнул, что в петербургском варианте реновация не требует бюджетных затрат. А медленное продвижение – из-за постоянных перемен в нормативной базе. Вывод: лучше пока ничего не менять, дождаться принятия федерального закона, а потом уже на его основе внести изменения в местную программу.

Евгений Барановский оперировал цифрами. Петербургская программа охватывает 23 территории в 9 районах. Всего должны были возвести 8 млн кв.м, передать для переселения нанимателей 1,012 млн кв.м и еще 1,66 млн кв.м – для собственников. Пока в рамках программы введено 11 домов на 2552 квартиры (8 домов построила «СПб Реновация», 3 – «Воин-В»).

Однако по 17 территориям программа РЗТ приостановлена. Причины: введение региональных нормативов, законы о зеленых насаждениях, об охранных зонах и т.д. Кроме того – отсутствие в границах территорий (после принятия ППТ) стартовых пятен. Влияют также градозащитная деятельность и проблема «последнего жильца».

Олег Глущенко напомнил: «хрущевки» в Петербурге – это около 10 млн кв.м, в таких домах живут 650-700 тысяч человек. А срок их службы – 20-25 лет. «Есть группа граждан, которая считает, что реновация не нужна – их единицы… Из 10 лет участия в программе мы строим только три года. Остальное время – либо согласовываем, либо бегаем по судам». В выступлении г-на Глущенко сквозила неприкрытая обида на активистов, которые зачем-то обращаются в суд. (Сейчас строительство двух домов на Ульянке заблокировано именно по решению суда.) 

Вадим Сагалаев также сосредоточился на активистах: «Их не более 10 человек… Несколько активистов по рукам и ногам связали программу. Большинство всегда должно победить! Действия активистов дискредитируют инвестора».

Красок и эмоций в ход дискуссии добавило яркое выступление депутата Сергея Вострецова. Он начал почему-то с дольщиков, затем сообщил, что реновация – это коммерческая программа, и не надо ее путать с расселением ветхого жилья; коснулся проблем столичного рынка («пятен больше нет, в Москве земля золотая»), предрек те же проблемы петербургскому региону («у нас тоже кончаются пятна, мы тоже придем к реновации»). Затем почему-то вспомнил о гаражах («снесли гаражи – снесем и хрущевки!») и тут же переключился на тему выборов. Этот пассаж стоит привести дословно. «У нас впереди выборы президента. Обидно смотреть: Башкирия, Татарстан, Чечня дают 80-90% – они потом и требуют, у них сильные лоббисты! А у нас и президент, и премьер – земляки, я считаю, нужно сделать это как наказ президенту: программа реновации, программа отсутствия метро в Петербурге… Нельзя забывать про родину!»

Следить за витками депутатской мысли было непросто, но интересно. Становится понятнее, как и почему Дума принимает именно такие решения, которые принимает.

Вопросы журналистов касались конкретных проблем Ульянки. Снова возникла тема протестов. И вот тут Виталия Милонова понесло: «Я депутат на этой территории два созыва! Я знаю, кто и сколько платит этим людям! Противники реновации получают деньги из западных фондов! За то, что они дают свои экспертные оценки. Посмотрите движение средств по их кредитным карточкам. Ваша одна госпожа-активистка постоянно жалуется. У нас демократия, этих людей никто в психушку принудительно не сажает. Она писала доносы в 37-м году (или ее родственники писали). Кстати – она «западенка»!»

Один из журналистов попросил дать ссылку: где это можно увидеть движение средств по кредитным картам? Г-н Милонов пробормотал: «Сами все найдете в Интернете…»

Общий вывод: при подготовке нового закона экономическая основа расселения домов массовых серий законодателей не интересует ни разу. Главная цель депутатов – использовать тему реновации, чтобы сплотить граждан перед выборами. Если повезет – федеральный закон будут дорабатывать еще долго, а предвыборные акции такого типа пройдут под лозунгом: «Вы хотите переехать в новое жилье? – Голосуйте за президента!» Противников реновации (независимо от мотивов) запишут в ряды противников режима.

Рынок, износ, мониторинг технического состояния, схемы ГЧП здесь практически ни при чем.