18 октября 2017 время: 05:13
курс $57.34 €67.46
НАШ ЦИТАТНИК
Николай Николаев
председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
06 августа 2017

Какой знаковый объект вы бы построили в Петербурге, если бы не испытывали никаких ограничений с финансами?

Сергей МАКАРОВ, председатель КГИОП:

– Будь у меня неограниченные возможности привлечения финансов, лучших архитекторов и подрядчиков, я бы построил большой деловой центр, похожий на московский Сити, за пределами петербургского центра. Нужно его разгрузить. 
Нашему городу не хватает транспортной инфраструктуры, в частности, хотелось бы построить несколько тоннелей под Невой.
Больше всего из увиденного меня поразило творение Антонио Гауди — Саграда Фамилия в Барселоне.

Вячеслав ЗАРЕНКОВ, генеральный директор Группы «Эталон»:

– Я бы окружил город современной малоэтажной застройкой со всеми удобствами для комфортного проживания людей.
Не хватает городу хорошего парка развлечений, такого как Диснейленд, ипподрома, колеса обозрения по типу London Eye и хороших выставочных залов. А самое большое впечатление на меня производит Исаакиевский собор в Петербурге.

Эдуард ТИКТИНСКИЙ, президент холдинга RBI:                     

– Есть желание создать яркий и инновационный многофункциональный проект — что-то в формате mixed-use development. Не супер-небоскреб, не обязательно что-то самое высокое или самое большое… Я имею в виду интеллектуально яркий проект, с неожиданной концепцией, который может стать точкой общественного притяжения в городском пространстве. Проект городского масштаба, способный создать высокую добавленную стоимость (не только в деньгах). Проект, глядя на который гости из других городов и стран приглашали бы приехать к ним и сделать так же. 
Какого-то одного любимого здания у меня нет, хотя многие замечательные образцы как сегодняшней, так и исторической архитектуры я видел своими глазами. Египетские пирамиды — безусловно, творение очень развитой цивилизации, и оно никак не укладывается в привычные рамки истории, как мы ее себе представляем. Как могли построить такое, даже силами десятков тысяч рабов?! Более современные здания: Сиднейский оперный театр, архитектура Барселоны, Бильбао, Лондона — все это выдающиеся явления. Но я как девелопер смотрю на все профессиональным взглядом, который волей-неволей видит не только достоинства, но и недостатки. Я всегда задаю себе вопрос: «Смог бы я сделать лучше?» И нередко сам себе отвечаю утвердительно.

Владимир ГРИГОРЬЕВ, главный архитектор Петербурга:

– Полагаю, в Петербурге всего хватает, но неплохо было бы разбить большой парк.
А самой впечатляющей для меня оказалась Великая Китайская стена.

Евгений ДОМРАЧЕВ, главный архитектор Ленобласти, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству:

– Есть очень красивый жилой район в Милане. Это инвестиционный проект Сильвио Берлускони, пример комплексного освоения территорий, который вошел во все учебники. Так и называется — «Милан-2». Это великолепнейший район с точки зрения среды проживания. Там продумано разделение транспортного и пешеходного движения, там во дворы не может заехать машина. Весь общественный и индивидуальный транспорт — за шумозащитными ограждениями… На меня это произвело сильнейшее впечатление. Это был очень амбициозный проект, строительство велось с 1970 по 1982 год, и во всех архитектурных журналах его называли образцом. Я бы хотел, чтобы появилось нечто такое на границе Ленобласти и Петербурга.

Никита ЯВЕЙН, руководитель АМ «Студия-44»:

– Я бы обустроил для туристов несколько кварталов в центре города — так, чтобы они почувствовали себя желанными и любимыми гостями. Этого Петербургу очень не хватает.
Больше всего из увиденного меня впечатлили Пантеон в Риме, собор Св. Марка в Венеции, церковь Покрова-на-Нерли.

Александр ОРТ, президент Группы компаний «ННЭ», заслуженный строитель России:

– Небоскреб у нас уже есть. Ле­нинградское-петербургское метро всегда по праву считалось одним из самых красивых в мире. Так что, если б не было никаких ограничений, пусть это и не жизненная необходимость, я бы закончил эпопею со строительством зоопарка. Уже четыре губернатора подступаются к этой проблеме, а воз и ныне там. Жалко животных!
Мне приходилось видеть почти все выдающиеся мировые постройки: и пирамиды, и ГЭС, и театр оперы в Сиднее, да и многие другие. Каждое творение уникально и является отражением той эпохи, в которую было возведено. ГЭС — это очень хороший пример того, что могут сотворить человеческие руки для общего блага.

Дмитрий ПАНОВ, генеральный директор ГК «Доверие»:

– С детства меня тянуло к звездам, хотя в космонавты я из девелопера уже вряд ли смогу переквалифицироваться. Но с удовольствием привлек бы лучшие умы (даже представляю, кто из коллег и партнеров мог бы стать соавтором проекта) к строительству в Петербурге современной обсерватории. Более того, с учетом многих нововведений в строительной области абонемент на наблюдение за космосом позволит участникам рынка легче и смиреннее принимать изменения.


Борис БРОСАЛИН, генеральный директор строительной компании «Норманн»:

– Петербург важно не испортить, поэтому крупные проекты, которые мне бы хотелось реализовать, я бы сделал под землей. Прежде всего, это два тоннеля, которые связали бы Васильевский остров с обоими берегами, чтобы сделать его максимально доступным в любое время. Кроме того, мне жаль, что так и не был проложен Орловский тоннель, который хорошо вписывался в транспортную городскую сеть. Ну и если совсем помечтать — кольцевую линию метро с самыми окраинными станциями, которая позволила бы Петербургу расшириться. А вот что я бы убрал — это контактные провода, которые портят исторические городские виды. Я на досуге с некоторых важных для меня фотографий сам убираю их в фотошопе.
Из построенного меня больше всего вдохновляют два объекта, которые я до сих пор не видел, но мечтаю увидеть. Первый — Саяно-Шушенская ГЭС. Меня завораживает воля и мастерство людей, которые сумели построить такую красоту, победить могучую реку. Второй — собор Святого Семейства в Барселоне, который мне нравится как идея о стремлении человека к недостижимой красоте.

Дмитрий АСТАФЬЕВ, президент ГК «ЛенСпецСтрой»:

– Не хватает качественных образовательных услуг, которые оказывают высшие учебные заведения, и научно-исследовательских  институтов. Петербургу не нужны ни новое метро, ни космодром, ни супернебоскребы. Он всегда был городом науки и образования. Поэтому надо восстановить все, что было разрушено в последние 20 лет. Я бы реализовал проект комплексной реконструкции, реставрации, реновации и оснащения вузов Петербурга. С современными лабораториями, приборами, техникой. Привел бы в правильное состояние корпуса, отреставрировал бы общежития, аудитории и фасады. В общем, привел бы наши вузы в состояние, соответствующее нынешним европейским тенденциям или стандартам. Это дало бы великолепный результат.
Очень большое впечатление на меня произвел космодром и город Байконур.

Надежда КАЛАШНИКОВА, директор по развитию компании «Л1»:

– Если б я была царицей… я бы постро­ила дураков и дороги. Дураков, особенно во власти, рассчитала бы на первый-второй, первых отправила бы строить дороги, вторых — по ним ездить, и чтобы менялись ролями периодически. Дураки таким образом поумнеют, пробок поубавится, а розы вырастут сами… И не надо опасаться за качество таких дорог. Набатеи, например, писать даже не умели, а строили очень неплохо. Кстати, именно Петра, древняя столица набатейского царства, произвела на меня самое большое «архитектурное» впечатление.

Елизавета ЯКОВЛЕВА, руководитель отдела маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:

– Нашему городу катастрофически не хватает современных дорог. Будь у меня деньги, я бы с удовольствием построила их. Чтобы люди проводили время с пользой, а не стояли в пробках. Наверняка благодаря этому Петербург, как и вся Россия, станет более счастливым.
На меня производят впечатления архитектурные памятники — масштабные, красиво украшенные, которые уже многие века радуют всех надежностью и прочностью. В основном это касается древних храмов. Удивительно, как это все стоит и не рушится, без множества официальных изысканий, экспертиз, тестов.

Юрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ, заместитель руководителя Петербургского городского филиала Мосгосэкспертизы:

– Петербург — культурная и туристическая столица России, здесь много музеев и достопримечательностей на любой вкус. Петербург с воды — это особенный город. Но у нас не так много возможностей посмотреть на город с высоты птичьего полета — колесо обозрения с видом на исторический центр могло бы стать новым символом города.
В Петербурге ежегодно реализуются немало интересных и масштабных проектов. Например, новый стадион, первый небоскреб — «Лахта-центр». Но это все единичные проекты. Хотелось бы, чтобы в городе был построен целый район небоскребов, это было бы интересно не только жителям, но и многочисленным гостям.
Поистине неизгладимое впечатление производит город-государство Сингапур. Сингапур построен по всем канонам фен-шуй — его ландшафт и архитектура согласованы с этим учением о влиянии потоков энергии на человека. Это город будущего, где умело сочетаются новейшие технологии, стекло и бетон с обилием садов и парков.

Николай ПАШКОВ, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:

– Если бы я не испытывал никаких ограничений в финансах, я бы выкупил в центральной части Петербурга несколько промышленных площадок и превратил бы их в сады и парки. Поскольку зелени и общественных пространств остро не хватает нашему городу. Например, на территории проекта «Набережная Европы» или на Петровском острове.

Сергей ТЕРЕНТЬЕВ, директор департамента недвижимости ГК «ЦДС»:

– Если без мегафантазий… У города, конечно, свое мнение и позиция, но, на мой взгляд, Петербургу не хватает если не «сити», но какого-то количества высотных, знаковых объектов. В том же Лондоне более древняя, чем у нас, архитектура соседствует с современными зданиями. Это выглядит здорово, гармонично и сбалансированно. Так что нам не хватает современного городского центра со знаковыми доминантами. Не говорю, что он должен появиться в историческом или географическом центре Петербурга, но на Охте или в Приморском районе — вполне.
Раз уж упомянул Лондон, то, безусловно, производит впечатление «огурец» Нормана Фостера — вроде простое здание, но мне очень понравилось. В Бангкоке, кстати, все весьма примитивно, просто в общем масштабе кажется крутым, но ничего особо выдающегося я не видел. А вообще, если говорить не о конкретном объекте, а о концепции в целом, мне очень понравились новые жилые кварталы в Нидерландах. Там нет шедевров архитектуры, но они очень продуманны с точки зрения организации пространства, озеленения территории, ее обрамления каналами и т. д.

Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:

– Из несбыточного — системный редевелопмент «серого пояса». Из также, увы, фантастического — серия новых станций метро, ибо за бурным ростом периферийных микрорайонов подземка не поспевает. А на сэкономленные (в результате начавшейся-таки борьбы с коррупцией) средства — расширение вылетных магистралей, чтоб в пятницу поскорее добраться до любимой дачи…
Наша болотистая низменность невской дельты 300 лет развивалась без небоскребов, и не сказать, что оные безусловно ей благоприятны. Аэроэкспресс — давно пора; морские врата — да, пошире — вместе с «окном в Европу»; надземный рельсовый транспорт. Ну и зоопарк — сколько можно…
Многое из понастроенного в мире любезно уму и сердцу, во многих местах побывал и навестить некоторые уголки цивилизации очень еще тянет, но милее всего — своя загородная резиденция…

Евгений ГЕРАСИМОВ, руководитель АМ «Евгений Герасимов и партнеры»:

– Хотелось бы создать новые пространства для музея Достоевского в Кузнечном переулке, тем более концепцию мы уже подготовили.
Петербургу, на мой взгляд, прежде всего не хватает самоидентификации. Город так и не определил цели и пути развития. Пока нет четкого плана, какой именно город мы создаем, говорить о том, чего Петербургу не хватает, — бессмысленно.
Меня восхищают очень многие постройки, например Пантеон в Риме, псковские храмы, Московский университет. Все они построены на века и полностью соответствуют знаменитой витрувианской триаде: «Польза, прочность, красота».

Лариса ИНЧЕНКОВА, директор по развитию АН «МК Элит»:

– Современный крупный город сам по себе со всеми его коллекторами, электросетями, метро, сложными фундаментами, производством и логистикой перемещения продукции является величайшей задумкой и величайшей стройкой. К сожалению, эта мегастройка потеряла в экологии и ежедневном уюте для жителей.
Из насущного Петербургу, как и остальным городам, нужны раздельный сбор мусора и мусороперерабатывающий завод, более разветвленная сеть метро с пешеходной доступностью от каждого жилого квартала или встроенные паркинги (подземные/крышные) у всех нынешних построек.
Поверх инженерного скелета хотелось бы нарастить все максимально естественное: ежедневную пешеходную логистику, озеленение зданий и сооружений садами, современный зоопарк и сосуществование с животным миром.
Думаю, нам достаточно и одного знакового небоскреба. А вот поддержать свою архитектурную и технологическую историю строительства было бы хорошо — что-то подобное этнографическому Скансену в Стокгольме. А для привлечения зимнего туризма можно было бы построить катальные ледяные горки с сопутствующей инфраструктурой, как некогда в Ораниенбауме.
Из построенного вдохновляют бревенчатые старые церкви, затейливые дома Гауди, исторические особняки Петербурга — вообще все, что имеет свое архитектурное лицо. И одновременно с этим завораживают инженерные достижения: бесконечные мосты через фьорды Норвегии и наш Керченский пролив (мосты — вообще моя страсть), великие стройки социализма вроде Саяно-Шушенской ГЭС.
Хочется пожелать всем, у кого строительство — профессия, помнить, что они строят не дома, а нашу ежедневную жизнь. Стремитесь создавать что-то великое, не регулярное, а также не забывайте о балансе природного и технического.


Андрей ХИТРОВ, генеральный директор EKE Group в Петербурге:

— Я бы построил кампус для одаренных детей, в котором были бы созданы все условия для их всестороннего развития.
Мы уже живем в уникальном и впечатляющем городе. Наша задача — бережно сохранять традиции и развивать город, делать его удобным для нас и гостей. Не нужны суперпроекты, а нужны многие и не всегда крупные улучшения: уютные кафе, ухоженные парки, чистые улицы, велодорожки, отреставрированные дома, современное строительство и инфраструктура, обращенные к людям и их потребностям.
Самое большое впечатление производят те проекты, в которых сам участвуешь, которыми гордишься.

Александр РОМАНЕНКО, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость», председатель Всемирного конкурса девелоперских проектов Prix d’Excellence:

– Чем восхищаюсь? Наверное, самое сильное впечатление на меня произвел фантастический SMART-тоннель (Stormwater Management and Road Tunnel) в Куала-Лумпуре — уникальное решение многолетних проблем малазийской столицы, связанных с пробками на улицах города и ежегодными наводнениями.
Тоннель служит для отвода паводковых вод от места слияния двух рек, протекающих через центр города, а его центральная часть представляет собой двухъярусный автодорожный тоннель, разгружающий транспортные заторы. Десять километров — тоннель для отвода воды, 4 км — тоннель двойного назначения, в котором попеременно то едут автомобили, то течет вода. Три режима работы: нормальные условия, когда все уровни сухие; шторм, когда автомобили движутся по двум уровням, а по нижнему идет вода; сильный шторм, когда река выходит из берегов (такое случается один-два раза в год), и тогда из тоннеля эвакуируют машины, открывают затворы, и он полностью заполняется водой. В течение 48 часов после паводка в тоннеле проверяют все оборудование, убирают грязь и снова запускают его в работу.
Чего не хватает нашему городу? Я думаю не о космодромах и небоскребах, а о комфортных зеленых кварталах социального жилья по западному типу (Австрия, Голландия), где современное жилье хорошего качества с арендой на 30% ниже рынка, плюс жилье для бюджетников и студентов с дотацией города! И именно в реализации этого проекта я бы с удовольствием участвовал, так как, во‑первых, это именно то, что необходимо нашему городу, а во‑вторых, я хорошо знаком с таким успешным опытом, поскольку работал по этому направлению в группе экспертов при Европейской экономической комиссии, когда был представителем FIABCI при штаб-квартире ООН в Вене.

Александр СВИНОЛОБОВ, заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург»:

– В таком городе, как Петербург, состоящем из множества островов, особое внимание необходимо уделять благоустройству набережных. Прогулочные набережные вдоль рек и каналов, набережные с променадом, широкие городские набережные у побережья Финского залива — все эти планы можно воплотить в реальность.
Преобразование «серого пояса» Петербурга — тоже амбициозная, кропотливая и многолетняя задача, которую можно реализовать силами администрации города и девелоперского сообщества. Ведь в мировой практике есть множество успешных примеров редевелопмента промышленных территорий. Яркими образцами можно считать Осло, Амстердам, Копенгаген и другие северные города Старого Света.
Городу не хватает парков и скверов, которые являются легкими Петербурга и выполняют рекреационную функцию. Если бы у горожан было больше мест для размеренного отдыха в окружении зелени, они бы испытывали меньше стресса, который неизбежен при жизни в мегаполисе.
Наибольшее впечатление на меня произвело строительство концертного зала в заброшенном известняковом карьере недалеко от шведского города Раттвик. Проект был завершен в 1995 году, и с тех пор каждое лето там проходят музыкальные фестивали. Зрители спускаются на дно ущелья глубиной 55 метров, чтобы услышать исполнителей классической и современной музыки. После открытия концертная площадка сразу стала центром притяжения туристов и граждан Швеции.

Иван АРХИПОВ, директор по развитию ООО «Балтийская коммерция»:

– Не хватает монорельсового трамвая и железной дороги — их бы и построил. Самое большое впечатление на меня произвел виадук Мийо — самый высокий транспортный мост в мире (341 метр). Построен в 2008 году в Южной Франции.


Максим ЖАБИН, заместитель генерального директора ООО «Лиговский канал»:

– Меня восхитили деловые центры, например в Лондоне или в Москве. Думаю, Петербургу, да и Ленобласти не хватает именно активного делового центра. Начало уже положено в Лахте, но я не знаю, как будет развиваться территория вокруг. Нам не хватает комплекса по примеру Лондонского Сити. Это должны быть красивые высокие здания, широкие улицы, огромные пространства для отдыха, для времяпровождения. Вокруг этого центра притяжения создавалась бы совершенно иная среда обитания. Москва забирает у нас инициативу в плане притока крупных инвестиционных проектов, крупных компаний и т.д. Такой центр способствовал бы приходу их в Петербург.

Владимир ДЕМИН, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти:

– Если посмотреть на Петербург сверху, это каменные джунгли и «серый пояс». Проблема города в том, что нет нормальных зеленых коридоров. В Москве есть парки, массивы… Там даже дикие звери бегают… Поэтому очень хотелось бы воссоздать зеленые коридоры и обустроить зеленые зоны вдоль малых рек, ручьев и озер, ведь малые водотоки и водоемы у нас, к сожалению, в ужасном состоянии.

Александр ЛЕЛИН, генеральный директор компании «Главстрой-СПб»:

– Я считаю, что, прежде всего, нужно реализовать текущие знаковые проекты Северной столицы, среди которых — вывод промышленных предприятий из центральной части города, реновация «хрущевок» и транспортной инфраструктуры, а уже потом думать о чем-то более грандиозно-масштабном.
Лично меня очень впечатляют египетские пирамиды и архитектура индейских племен Северной и Южной Америки.

Святослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ «Студия-17»:

– В начале 1990-х один канадский предприниматель предлагал Петербургу кредит на строительство Диснейленда. В силу разных обстоятельств этот проект не состоялся. Было бы здорово воплотить его сейчас — но не в духе «каруселей с бубенчиками», а создать игровой парк с научно-техническим уклоном: с «черными дырами», роботами и прочими современными чудесами. Что-то подобное я видел в Сиэтле: научно-технический развлекательный парк был построен к Всемирной выставке 1976-го.
Не побоюсь выглядеть немного банальным, но самое большое впечатление на меня произвел Кельнский собор. Это настоящий архитектурный прорыв! Это что-то невообразимое — и снаружи, и внутри!

Ирина АНИСИМОВА, директор по развитию МФК «Лахта-центра»:

– Точно не космодром. Но вот с транспортными объектами я бы поработала, будь то суперметро, монорельс в трех уровнях, воздушный общественный транспорт или любая другая инновация в этой области. Вертолетное сообщение в городе — это уже вчерашний день, надо искать более современные решения. Глядя на купол «Невской Ратуши», я думаю, что летающая тарелка сегодня была бы в тренде.
В архитектуре мне нравится все, что движется вперед: опережающие наше воображение идеи, стекло, современные материалы, неожиданные формы. Поэтому да, опера в Сиднее, «Корнишон» Норманна Фостера в Лондоне, там же — знаменитый «Осколок» — The Shard London Bridge Ренцо Пиано, «Лахта-центр» в Петербурге. Не пирамиды, которые хотя и прекрасное, но прошлое.

Алексей БЕЛОУСОВ, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»:

– Я помню давнее предложение Владимира Михайловича Гольмана, который понимал, что рано или поздно город столкнется с неразрешимой проблемой транспортной загрузки центра. Он предлагал дублировать основные уличные магистрали подземными трассами, которые будут идти под параллельными улицами. Например, дублер Невского проспекта организовать под улицей Жуковского, Итальянской и т. д. Идея сделать город более удобным для проживания и упростить передвижение по нему из года в год становится все более актуальной. Нужны интересные свежие мысли, чтобы не испортить вид Петербурга хайвеями, как это произошло во многих городах, но решить транспортную проблему. «Закопать» основные магистрали было бы очень правильно. Не могу припомнить, чтобы встречал где-то более интересные объекты, чем в Петербурге. Их просто нельзя сравнивать. Даже Лувр нельзя сравнить с Эрмитажем.

Георгий БОГАЧЕВ, президент «ЛенОблСоюзСтроя»:

– Я бы построил несколько, а лучше много линий скоростных электричек из Петербурга в Выборг, Волхов, Кириши и т. д. — в города, которые находятся в 100–150 км от мегаполиса. Это бы настолько сильно изменило качество жизни и в Петербурге, и в Ленобласти, вы просто не представляете! Даже электричка «Ласточка», которая три раза в день ходит в Выборг, позволила людям в нормальном режиме жить в Выборге, а на работу ездить в Петербург. Это быстро, удобно и комфортно. Привокзальная площадь и округа каждый день забита автомобилями — ее используют, как перехватывающую парковку. Приезжают на машинах, уезжают на электричке в Питер, делают свои дела и возвращаются в Выборг. Дорога занимает час и 15 минут. Это новое качество жизни.
Какой-то один объект выделить сложно. Меня впечатляют здания XVII–XVIII веков. Не очень понимаю, как в те времена, когда не было современных машин и механизмов, люди строили такие красивые, эстетичные объекты, да еще и так много. В голове не укладывается. Вот как, например, притащили камень для «Медного всадника» — это просто нереально.

Георгий РЫКОВ, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

– На мой взгляд, Петербургу вполне достаточно архитектурных доминант и других знаковых проектов девелопмента. Сегодня город задыхается от огромного количества мусора. Я бы построил мусороперерабатывающий завод, вот его действительно нам не хватает, от него будет больше пользы нашим детям.
Самое большое впечатление на меня произвели пирамиды в Гизе — монументальностью, значимостью для истории. Пирамиды — место силы, гармонии.

Михаил МАМОШИН, руководитель архитектурной студии:

– Если бы я мог повлиять на развитие Петербурга, то развивал бы его вверх по Неве. Это удивительная река-пролив, которая соединяет древнюю отметку Мирового океана (Ладожское озеро) с современной, уровнем Балтийского моря. Вдоль Невы могли бы появиться великолепные ансамбли, и она превратилась бы в «северный Босфор». Кстати, «водный» план развития существовал еще в 1930-е, но власти от него отказались, отдав предпочтение «сухопутному». Но возможность создать город-ансамбль вверх по реке еще не упущена.
Меня восхищают остатки цивилизаций Первого и Второго Рима (Константинополя — Стамбула). Из построек XX века очень нравятся все работы Алвара Аалто. Меня вдохновляет эпоха мастеров. Эпоха звезд, на мой взгляд, ничего не дала: постройки типа небоскребов корпоративны, не личностны. Только архитектура, созданная личностью Мастера, провоцирует на поиски смысла его произведения.

 

 

 

 

Читайте также