НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 10:30

Очередная земельная перекройка

28 августа 2017 в 12:02

Юристы Минэкономразвития подготовили пакет поправок в Земельный кодекс. Главная тема – виды разрешенного использования участков.

Юристы МЭР подготовили пакет поправок в Земельный кодекс. Похоже, для наших законодателей процесс важнее результата.

Текст документа занимает 68 страниц. В пояснительной записке – исключительно правильные слова: «уточняются положения…», «в целях исключения затягивания…» и т.д.

Главное внимание уделено видам разрешенного использования (ВРИ) участков. Этой теме посвящена целая глава – ее разработчики предлагают включить в Земельный кодекс. Разработку классификатора ВРИ ведомство, естественно, оставляет за собой. Утверждать перечень видов будет правительство.  

Виды использования должны быть установлены градрегламентом, лесохозяйственным регламентом (если это территория лесного фонда) или положением об ООПТ.

В законопроекте уточняются особенности использования участков по вспомогательным видам, предусмотрен перечень случаев, когда допускается использование участка вне зависимости от установленных ВРИ.

Как быть с территориями, для которых градрегламенты не предусмотрены, – такими, например, как садоводства на сельхозземлях – опять остается неясным. Возможно, в ходе обсуждения законопроекта это упущение будет исправлено.

Юрист Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики компании «Качкин и Партнеры», обращает внимание еще на одно важное обстоятельство: если вид использования определен проектом планировки территории, то у собственника исчезает право свободно выбирать ВРИ – только через корректировку ППТ. «Это правильное по сути решение (всегда было непонятно, как соотносить право выбора с ППТ), но для конкретных собственников оно может быть неприятной неожиданностью», – замечает г-н Некрестьянов.

И представители бизнеса, и сами чиновники (вплоть до министров) неоднократно заявляли, что основной недостаток нашей правовой системы – ее нестабильность. Однако что-либо противопоставить процессу бесконечного улучшения норм и правил пока не получается.

В Думе, кстати, лежит и ждет своего часа проект об отмене деления земель на категории. Он, в свою очередь, потребует очередных масштабных изменений в десятки связанных актов.