НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 10:27

Истцы запоздалые

18 января 2018 в 08:59

Исковая давность по искам дольщиков о неустойках исчисляется с момента нарушения застройщиком сроков передачи квартиры, а не с даты фактического получения жилья.

Исковая давность по искам дольщиков о неустойках исчисляется с момента нарушения застройщиком сроков передачи квартиры, а не с даты фактического получения жилья.

Такое решение вынесла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, разбирая конфликт в Липецкой области. Застройщик – «ТЕКТА Восток» – обещал построить дом до конца 2012 года, но в сроки не уложился. Объект приняли в эксплуатацию только в конце июня 2013-го. Одна из дольщиц в суде потребовала неустойку за просрочку – почти 538 000 рублей, компенсацию морального вреда – 50 000 рублей, возмещение судебных издержек – 102 000 рублей и штраф (половину от присужденной судом суммы за отказ компании от добровольного исполнения требований потребителя). Суд первой инстанции решил, что гражданка неверно рассчитала время просрочки: в договоре долевого участия был пункт о передаче квартиры не позднее двух месяцев с момента ввода дома. Так что просрочка началась не 1 января, а 1 марта 2013-го. В итоге размер неустойки сократили до 100 000 рублей, моральный вред – до 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в суде – до 10 000 рублей, а штраф – до 15 000 руб. Апелляция это решение поддержала.

Но застройщик платить вообще не хотел и настаивал на том, что истец нарушил сроки исковой давности. Дольщица отправила заявление в суд только 3 октября 2016 года (напомним, что исковая давность для таких споров – три года), а в суд оно поступило 12-го. Судьи сочли, что трехлетний срок давности исчисляется с 19 октября 2013-го, когда гражданка фактически получила квартиру по передаточному акту.

Коллегия Верховного суда с этими доводами не согласилась. Там пояснили, что, согласно Гражданскому кодексу, по обязательствам с определенным сроком исполнения (а ДДУ относится именно к таким) отсчет срока исковой давности начинается с дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. А в рассматриваемом деле такой датой является 1 марта 2013 года. Так что решения нижестоящих судов отменили и направили дело на новое рассмотрение.

Решение кажется весьма разумным. Во всяком случае дольщикам точно не следует ждать три года. Однако как быть с объектами-долгостроями? Например, в Петербурге есть несколько примеров, когда сроки строительства нарушались более чем на три года. Так что, требуя неустоек, граждане вообще не знают, когда получат квартиру. Хотя в таких проблемных объектах зачастую не до пеней – получить бы жилье...