НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 15:28

«Адамант» перевел стрелки

14 декабря 2015 в 11:27

Холдинг «Адамант» взыскивает с города миллионные убытки, считая, что ему завысили плату за возможность строить ТРК с вестибюлями метро. Первый иск на 5 млн рублей — по поводу ТРК «Лиговъ» на Обводном — суд отклонил.

Нынешние споры — это отголоски проверок, проведенных в 2014-м Контрольно-счетной палатой СПб в отношении ГУП «Петербургский метрополитен». Причем их предварительные результаты указывали вовсе не на завышение цены инвестдоговоров, а как раз, наоборот, на ущерб, нанесенный бюджету. Но «Адамант» решил развернуть ситуацию в свою пользу.

Аудиторы КСП тогда насчитали около 300 сделок (за 2011–2013 годы), проведенных без согласований с городскими властями (см. «НП», № 48/2014). По мнению контролеров, инвестконтракты на строительство вестибюлей метро, совмещенных с ТРК, привели к недоимке в бюджете. Основные исполнители — структуры холдинга «Адамант» (станции «Звенигородская», «Бухарестская», «Обводный канал» и «Международная») и «Петромир» («Адмиралтейская»).

Объекты передавали инвесторам по итогам закрытых конкурсов; в рамках контрактов они получили участки около 126 300 кв.м под торговлю. Отчисления в городскую казну составили 107,2 млн рублей. Некие независимые оценщики, на которых ссылалась КСП, посчитали, что суммы занижены в 20 и более раз. Ситуацией тогда заинтересовался и Следственный комитет. Впрочем, без какого-либо громкого резонанса.

Зато в «Адаманте» иначе трактовали результаты проверок. Инвестор решил сыграть на опережение. Например, его дочерняя фирма «Площадь Победы» попыталась доказать в суде, что она даже переплатила городу за право строить ТРК «Лиговъ». Еще в 2010-м инвестор заключил с ГУП соглашение о порядке реализации инвестпроекта возведения наземного вестибюля ст.м. «Обводный канал» (в составе ТРК на месте бывшего кинотеатра). В том же году фирма заключила с ООО «Альфа Консалт» договор на оценку комплекса прав. Эксперты определили сумму отчислений в бюджет в 25,1 млн рублей. В конце 2010-го

ГУИОН согласовал отчет, и он лег в основу постановления Смольного о проектировании и строительстве. Указанная сумма была перечислена городу. Проект удалось успешно реализовать. Однако из результатов проверки КСП в «Адаманте» узнали, что отчет «Альфа Консалта» признан несоответствующим законодательству об оценочной деятельности. Тогда инвестор самостоятельно обратился за новой экспертизой в оценочную группу «Декарт». В апреле ее сотрудники пришли к выводу: в старом отчете были нестыковки, и стоимость прав на участок (с учетом всех обременений) даже завышена — отчисления в бюджет не должны были превышать 20,61 млн рублей.

Тогда фирма «Площадь Победы» потребовала солидарно взыскать с КИО, ГУИОН и фирмы «Альфа Консалт» чуть более 5 млн рублей убытков и неосновательного обогащения. Суд назначил новую независимую экспертизу. Ее поручили сотруднику НП СРО «Сообщество профессионалов оценки» Петру Козину. Осенью он констатировал: «Выявленные в оценке «Альфа Консалта» несоответствия несущественны и не влияют на рыночную стоимость объекта».

В итоге на днях арбитраж отказал «Адаманту» в иске. В холдинге не комментируют ситуацию. Еще три иска — по поводу других ТРК с вестибюлями метро — в стадии рассмотрения. Суммы претензий варьируются от 700 000 рублей до 2 млн.

«НП» мнение

Похоже, истинная цель исков — не финансовая. По меркам «Адаманта», суммы явно не гигантские. Тут важнее подстраховаться. Неизвестно, чем аукнется проверка КСП. А так — на руках решение суда, где прямо сказано, что погрешности в оценке были несущественными. Такой вердикт на руку и руководителям метрополитена.