НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 13:21

Обманчивая энергоэффективность

27 апреля 2018 в 12:08

Верховный суд разрешил налоговикам отыграть назад налоговую льготу для энергоэффективных торговых и офисных зданий. Аналогичный трюк власти собираются сыграть и с населением.

Верховный суд разрешил налоговикам отыграть назад налоговую льготу для энергоэффективных торговых и офисных зданий. Аналогичный трюк власти собираются сыграть и с населением.

Верховный суд счёл, что нельзя давать льготы по налогу на имущество для нежилых зданий и помещений, которым присвоен высокий класс энергоэффективности, сообщает газета «Ведомости». Причина – порядок определения классов энергоэффективности установлен в России только для многоэтажных жилых домов. Это значит, что государство не в состоянии обеспечить реальное право на льготу, предусмотренную Налоговым кодексом, а вот отнять её может. Причём задним числом тоже.

«Власти сначала дали льготу бизнесу, потом ограничили её применение, затем фактически лишили её, а теперь получили возможность взыскивать ранее недоплаченный налог», – констатирует издание.

Освобождать от налога на имущество владельцев новых энергоэффективных зданий начали в 2012 году. Налог можно было официально не платить три года, многие собственники бизнес-центров и торговых комплексов воспользовались предоставившейся возможностью. Особенно массово – с февраля 2017 года, когда право на льготу официальным письмом подтвердил Минфин. Данных по прошлому году у столичных фискалов ещё нет, но в 2016-м только в Москве заявки на льготу поступили в объёме 3,18 млрд рублей. Реально бизнесу удалось сэкономить 1,9 млрд. По Петербургу и регионам цифры скромнее, но всё равно льгота сильно раздражает налоговиков и, видимо, бьёт по бюджетам.

Поэтому в новом письме Минфин уточнил, что не имеет возможности устанавливать классы энергоэффективности для коммерческой недвижимости. Осенью 2017-го Госдума предложила регионам самостоятельно решать, кому давать льготу, а кому нет. Правительства Москвы и Московской области создали рабочую группу, юристы которой к апрелю 2018-го доказали в судах всех уровней отсутствие права на льготу. Тем, кто её применял, стоит ждать претензий от налоговой службы и доначислений налога на имущество, считает партнр Dentons Василия Маркова. А возможно, и штрафов.

Сейчас Правительство РФ раздумывает, как бы дифференцировать налог на жилую недвижимость в зависимости от уровня энергоэффективности дома. Законопроект сформирован около года назад. Пока в России паспорта энергоэффективности есть только у 8500 многоквартирных домов – 0,28% от жилого фонда. Теоретически мероприятия по сбережению тепла, электроэнергии и воды могут снизить платежи за ресурсы на 20-30%. Однако, по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, затраты на энергоэффективность в домах советских серий будут окупаться не менее 10-15 лет.

Уговорить собственников жилья включить новую строчку в платёжки практически невозможно, утверждают коммунальщики и управляющие. (Гражданам хватило отчислений на капремонт.) Впрочем, отраслевые чиновники не хотят признавать, что проблема – не в бедности, жадности или недальновидности россиян, а в обоснованном недоверии к системе ЖКХ. Возможно, рассчитывают, что жителям захочется сэкономить на налогах. Однако деятельность налоговиков вызывает ещё меньше доверия. Как показывает опыт коммерсантов – вполне обоснованно.