25 апреля, 16:13

Малоэтажка против борщевика

12 июля 2018 в 10:18

Сельхозземли в России выбывают из оборота не по вине застройщиков, догадались в Госдуме. Они просто зарастают сорняками.

Сельхозземли в России выбывают из оборота не по вине застройщиков, догадались в Госдуме. Они просто зарастают сорняками.

В Думе депутаты «Едра» обсуждали с руководителем Росреестра Викторией Абрамченко проблемы неэффективного использования сельхозземель.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают второе место по объёму площадей в России (на первом месте – леса). Это около 24% всей территории страны. При этом порядка 1 млн гектаров ежегодно выбывает из состава земель сельхозназначения.

А вот далее – кажется, впервые в публичном пространстве – прозвучала нетривиальная мысль: самая распространённая причина – не застройка, как многие думают, а зарастание земель, отметила г-жа Абрамченко.

Другая веская причина низкого интереса предпринимателей к «сельхозке» – отсутствие легитимных границ. По словам зампреда комитета Госдумы Владимира Плотникова, сегодня поставлены на кадастровый учёт, имеют контуры и документы только 20% сельхозземель. Федеральный бюджет выделяет на комплексные кадастровые работы всего по 100 млн рублей в год. (Можно сравнить: только оформление и межевание по программе  «Ленинградский гектар» обойдётся областному бюджету в 1 млрд рублей.) То есть при сегодняшних темпах инвентаризации и объёмах финансирования задача не решается в принципе.

Депутат Сергей Яхнюк (экс-руководитель Комитета по сельскому хозяйству ЛО) высказался просто: «Пока мы не представляем ни границы большей части сельхозземель, ни в каком состоянии они находятся».

Виктория Абрамченко предложила ввести в Земельный кодекс понятие «особо ценных» сельскохозяйственных земель, сформировать их чёткий перечень и установить запрет на перевод этих земель в другие категории. По мнению МЭР, к особо ценным можно отнести участки земли, занятые лечебными травами, виноградниками, продуктивной пашней.

Ещё одно давнее (и не реализованное) предложение чиновников – установить чёткие критерии неиспользования земель сельхозназначения. «По действующим критериям Россельхознадзор не может привлечь к ответственности собственников».

Будут ли обсужденные в Думе законодательные инициативы превращаться в реальность – судить трудно. А вот если в области всерьёз возьмутся (по предложению губернатора Александра Дрозденко) за переработку борщевика в спирт – многие проблемы решатся сами собой. И пустующих наделов станет меньше. И застройщики ощутят реальную конкуренцию…