НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 06:37

В Росреестре случился серьёзный сбой. А у вас были трудности при регистрации сделок? По жизни или в бизнесе?

26 августа 2018 в 21:00

Август вроде бы прошёл без катастроф, но не то чтобы совсем гладко: случился серьёзный сбой в регистрационной системе Росреестра. Ведомство ссылается на аварию в Ростелекоме, пользователи говорят, что на самом деле причина – в попытке объединить два реестра (прав и объектов) плюс региональные базы данных. Своим опытом с NSP поделились Максим Жабин, Владимир Гаврильчук, Сергей Галалу, Елена Бодрова, Дмитрий Полунин и др.

А вам приходилось сталкиваться с трудностями при взаимодействии с Росреестром и Кадастровой палатой? По жизни или в бизнесе? Может быть, сегодняшние проблемы естественны при переходе на новые технологии? (Так сказать, плата за компьютеризацию…). Если сравнить ситуацию сейчас и лет пять назад – стало ли лучше (удобнее, проще)? Если бы вас вдруг назначили руководителем Росреестра – с чего бы вы начали наводить порядок? 

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»

– Конечно, взаимодействовать с Росреестром стало проще, чем это было пять лет назад. Информатизация нашего общества развивается семимильными шагами, и, увы, порой это приводит к сбоям в работе систем. Главное, чтобы базы Росреестра должным образом сохранялись и охранялись. Всё же открытость таких сведений не должна давать  возможность злоупотребления ими.

Если честно, не представляю себя руководителем Росреестра, и те, кто принимает решение о назначении на эту должность, вряд ли когда-либо рассматривали меня в таком качестве. Так что и говорить на тему, что бы я сделал на этом месте, вряд ли имеет смысл.

Владимир Гаврильчук,
генеральный директор АН «Адвекс. Недвижимость»
:
– Когда работаешь, так или иначе возникают какие-то сложности. Но в последнее время Росреестр работает стабильно, и всё нормально проходит. 

Хотелось бы, чтобы при переходе на новые программы риски были минимизированы. Когда лет 15 назад в нашей компании мы устанавливали новый программный продукт, у нас тоже были сбои. Не могу сказать, что это неизбежно, но бывает часто. В данном случае весь вопрос в том, насколько долго будет продолжаться сбой и как он отразится на работе бизнеса. Слышал, что во многих городах России сбой в Росреестре ощутимо сказывается, но у нас пока все нормально.

Процесс регистрации сегодня стал гораздо более прозрачен, объективно стало лучше; появились дополнительные опции, такие как электронная регистрация, оформление через нотариусов. Мне кажется, сделан большой шаг вперёд, и важно сохранить эту позитивную динамику. 

Я бы категорически отказался от кресла руководителя Росреестра. Что до наведения порядка, то бизнесу всегда хочется, чтобы правила игры были чёткими, прозрачными и понятными.

Яна Долотова,
директор по маркетингу и взаимодействию с агентствами компании «Л1»
:
– В Петербурге проблем у меня никогда не было, только задержки с регистрацией, но к этому уже все привыкли. Вспомнила только один неприятный случай. Мои родители строили каменный дом в Ленобласти, а недавно обратились за кадастровым паспортом. Получив документ, вдруг обнаружили, что материал стен – бревно. Откуда это взято, непонятно. 

Думаю, что при переходе на новые технологии всегда случаются непредвиденные вещи, но хотелось бы без последствий. При разработке нового портала в нашей компании мы тоже потратили уйму сил и времени, чтобы довести до ума, причём трудились не только программисты, но и многие другие специалисты.

Однозначно, сегодня стало легче работать, и сроки почти всегда выдерживаются, можно отслеживать процесс регистрации и в онлайн-кабинетах, и заявку подавать в электронном виде…

Мне кажется, уже многое сделано, но чтобы предлагать свои идеи, как улучшить работу Росреестра, нужно сначала полностью погрузиться в эту тему и выявить слабые места. Я не готова рассуждать, не зная предмета в деталях. Из того, что мне не нравится, – плохая взаимосвязь Росреестра с многофункциональными центрами. Первый говорит, что документы отправлены, а второй (через неделю) – что ничего ещё не поступало. Здесь цепочка как-то прерывается.

Максим Жабин,
заместитель генерального директора компании «Лиговский канал»
:
– Объём данных более чем огромный, и этот переход Росреестру надо было совершать гораздо раньше. Опять же при объединении баз не было обратной связи, то есть масштабного тестирования на местах. Например, систему проверяли где-то у себя или на нескольких десятках договоров у одного застройщика. Но одно дело 50 договоров, а другое – сотни компаний и десятки тысяч документов. Система просто не выдержала.

Что касается электронной регистрации, всё стало работать лучше и гораздо проще, а для нас ещё и дешевле. Но если речь о «бумажной» регистрации, до сих пор не понимаю, зачем всё перенесли в МФЦ. Всё равно «на том конце» сидит человек, который документы проверяет.

Есть, например, проблемы с регистрацией первого договора долевого участия на объекте. Его зачем-то отправляют в центральный офис, и оформление затягивается. Со сложностями при взаимодействии с Росреестром мы, конечно, сталкивались, и основная причина – человеческий фактор.

Чего ожидать, если огромный район обслуживают два специалиста? Электронная регистрация поэтому и появилась. Пока сбой на нашей компании никак не отразился, но слухами земля полнится. Если проблемы продлятся две-три недели, последствия могут быть серьёзными.

Артём Чесноков,
девелопер, руководитель проекта «СувантоЯрви»
:
– Трудности во взаимодействии с Росреестром всегда были и сейчас есть, но они снимаются, если использовать специальных людей и специализированные компании. Вокруг этих взаимоотношений давно вырос вполне эффективный посреднический бизнес. Конечно, неприятно платить за те услуги, которые ты (теоретически) мог бы получить бесплатно. Но время тоже стоит денег. 

За последние годы ситуация заметно улучшилась. Главное – появилось много информации в открытом доступе. Я сразу могу показать клиенту статус участка, вид использования, обременения.

А вот на должность руководителя этого ведомства я бы не пошёл: сидеть неохота. На этом посту уголовные дела практически неизбежны, можно сразу включать их в контракт.  

Сергей Комаревцев,
аспирант МГУ:
– Хорошо, что новые технологии ещё не внедрили для вызовов скорой помощи. А то так позвонил, а тебе говорят: «Извините, у нас тут программа зависла. Перезвоните нам 
после семнадцати или лучше завтра с утра».

Святослав Филиппов,
руководитель компании «Славные просторы»
:
–  Проблем никаких нет, всё оформляется в срок. Мы работаем с Росреестром через МФЦ как раз потому, что эта схема гарантирует сроки. Сравнивать с тем, что было пять лет назад, – ну это просто день и ночь, всё стало намного лучше и удобнее. Пожалуй, есть претензии к публичной кадастровой карте: на ней не всегда корректно отображается информация.

Сергей Галалу,
генеральный директор агентства недвижимости «Итака»
:
–  Видимо, я как руководитель бизнеса давно и надёжно защищён сотрудниками от непосредственного контакта с Росреестром, поэтому никакого дискомфорта от взаимодействия не испытываю. Сожалею лишь о том, что они перестали выдавать «твёрдые» копии электронных записей. Нашим клиентам это не нравится, они не чувствуют, что их права на квартиру защищены. Также я слышал, что Росреестр недавно ввёл в практику регистрацию прав на имущество без подтверждения согласия со стороны супруга. Понимаю, что они стремятся к рационализации, но это закладывает мину под рынок недвижимости. Меня главой Росреестра никогда не назначат, а если бы это случилось, я бы отказался: у госслужащих хлеб нелёгкий.

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов
:
– Разумеется, сбой – это неприятно. Особенно когда речь идёт о недвижимости, потому что здесь время – это всегда деньги. Но я думаю, что проблемы возникли временно и ненадолго. Помните, что произошло несколько лет назад, когда петербургскую систему интегрировали в федеральную, когда некоторые цепочки зависли на четыре-пять месяцев? 

Сегодняшние трудности – это облегчённый вариант. Тогда люди месяцами не могли закрыть сделку, рассчитаться, в некоторых случаях это приводило к человеческим трагедиям. Не говоря уже о том, что трясло бизнес. Тем более петербургская система была отлажена очень хорошо, существовала возможность срочной регистрации прав, и все привыкли. Мне жаль, что тогда петербургскую модель – а она была абсолютно рабочая – не приняли в качестве пилотной для всей страны. Кроме того, в Петербурге уже тогда возникла идея соединить реестр с геоинформационной системой.

Совсем чуть-чуть не успели. А сейчас цифровизация, переход к технологиям «умного города» требуют этого. Вообще, Росреестр быстро прогрессирует. Ещё совсем недавно его руководители считали, что принимать документы на регистрацию прав через МФЦ совершенно невозможно. Сейчас это реальность. Система стала прозрачной для любого желающего. На наших глазах создан внятный, хороший сервис.

Дмитрий Полунин,
генеральный директор ООО «Ломоносовская усадьба»
:
– У нас в Ломоносовском районе проблем хватает. Подаём документы (например, на раздел участков), Кадастровая палата их визирует, а на стадии регистрации – пауза. И не 10 дней, а месяц и более. Только после жалобы в федеральный Росреестр документы закрывают. Несколько раз уже приходилось применять такой «волшебный пинок». На мой взгляд, ситуация за последние годы ухудшилась.

Индивидуальная ответственность подменена коллективной безответственностью. Найти, кто конкретно виноват в задержках и кто за какой участок отвечает, нереально. «К пуговицам претензий нет?» По этой причине, кстати, я бы за такую работу никогда и не взялся. Нужна тотальная зачистка, менять надо всех, как полицейских в Грузии… А это в наших условиях нереально.