28 марта, 12:32

Дума докопалась до земли

9 октября 2018 в 14:30

Дума приняла в первом чтении закон о видах разрешённого использования участков. Садоводы остались за кадром.

Дума приняла в первом чтении закон о видах разрешённого использования участков. Садоводы остались за кадром.

Документ внесён Правительством РФ. В нём более 100 страниц. Разработчики законопроекта предлагают внести масштабные поправки в Земельный и Градостроительный кодексы, в закон о госрегистрации и другие нормативные акты.

В пояснительной записке указано: понятие «вид разрешённого использования (ВРИ) земельного участка» на практике широко употребляется, однако законодательством РФ не раскрывается. Правовой режим использования земель определяет (в том числе) градостроительное зонирование. Но не для всех зон установлены градпланы. Согласно обзору практики Верховного суда, если градплан для участка не принят – собственник не может изменить вид его использования. Что приводит к путанице, судебным искам и тормозит вовлечение земель в оборот. Множество проблем связано с фактическим запретом на использование сельхозземель в каких-либо целях, кроме сельхозпроизводства.

Правительственные юристы предлагают дополнить Земельный кодекс отдельной главой, посвящённой установлению, определению и изменению видов разрешённого использования участков. Глава начинается с приятного сюрприза: вопросы использования сельхозземель находятся в ведении субъекта РФ и регулируются региональными законами. Но следующая новелла напрочь портит впечатление: для сельскохозяйственных угодий могут устанавливаться только виды разрешённого использования, соответствующие пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса (перечень функций – никаких жилых или садовых домов не предусмотрено) или пунктом 1 статьи 79 (о приоритетной охране сельхозугодий). То есть дачники снова в пролёте.

Новый порядок оставляет в силе запрет, установленный в пункте 4 статьи 78 ЗК: участки сельхозназначения, находящиеся ближе 30 км от любого населённого пункта, «не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства».

В крестьянских и фермерских хозяйствах можно будет строить жилые дома – при условии введения ограничений на местном уровне.

Вид использования участков может быть установлен не только градостроительным регламентом, но и лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также положением об особо охраняемой природной территории.

В отдельных случаях ВРИ участка устанавливается не регламентом, а документацией по планировке территории. Но это относится, как правило, к линейным объектам.

Отдельные положения законопроекта посвящены продаже муниципальных наделов с аукциона, особенностям кадастрового учёта и пр.

Опрошенные нами юристы пока отказались комментировать законопроект: документ масштабный, а ко второму чтению в нём ещё многое может измениться.