НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 08:30

«Сельхозка» без садоводов

29 января 2019 в 14:34

Федералам понадобился новый закон о землеустройстве. Потому что старый, принятый в 2001 году, не работает.

Федералам понадобился новый закон о землеустройстве. Потому что старый, принятый в 2001 году, не работает.

Проект документа опубликован на сайте regulation.gov.ru. Закон разработан, прежде всего, в интересах сельхозпроизводителей.

Землеустройство будет создавать условия для наилучшего использования земель сельхозназначения, а также – для «сохранения традиционного уклада жизни сельского населения».

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению признаков ненадлежащего использования участков. (Они у него и так есть.) «Уполномоченные ведомства» будут утверждать классификацию земель сельхозназначения с точки зрения их пригодности для использования в АПК.

Региональным властям доверено устанавливать минимальный размер участка из состава земель сельхозназначения, а также максимальный: одному лицу не может принадлежать более 30% в границах муниципалитета (но родственникам – может).

Муниципалам позволено разрабатывать и принимать проекты землеустройства – за свой счёт. За исключением случаев, когда такие работы признаны обязательными: при изъятии для госнужд, при уклонении собственника от проведения рекультивации, а также – внимание! – для «устранения существенных недостатков во владении и использовании земель». Эта формула оставляет государству массу возможностей для вмешательства, тем более что «существенность недостатков» тоже определяют местные законы.

Для сельхозземель будут разрабатывать сельскохозяйственный регламент (аналог градрегламента для населённых пунктов) и землеустроительную карту.

Никакого жилья, кроме как в составе крестьянских и фермерских хозяйств, на сельхозземлях не предусмотрено. Понятие «садоводство» в законопроекте не встречается ни разу. Зато есть отдельный пункт, который гласит: «На участках, в отношении которых действует сельскохозяйственный регламент, запрещается строительство зданий или сооружений, возведение которых требует разрешения на строительство или уведомления, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности».

Впрочем, владельцам садовых и дачных домов, расположенных на сельхозземлях (примерно 70% домовладений) не стоит отчаиваться: в качестве источников финансирования землеустроительных работ абстрактно указаны «федеральные и региональные целевые программы». Пока о наличии таких (действующих) программ ничего неизвестно. А на муниципальном уровне – так уж сложилось – средствами на землеустроительные работы располагают как раз наиболее урбанизированные (и наименее заинтересованные в «сельхозке») муниципалитеты. И даже крупные сельхозпроизводители норовят разместить свои проекты поближе к городу – из соображений логистики.  

Ещё одна важная подробность: со дня вступления закона в силу (предположительно – с 1 января 2020-го) фонд данных, полученных в результате землеустройства (там, где оно проводилось), – упраздняется. А все документы, хранящиеся в нём, считаются документами Единого государственного реестра недвижимости.

Так что пока можно расслабиться: воплощение этого законопроекта в жизнь потребует принятия многочисленных подзаконных актов, политической воли и регулярных «пинков» в адрес регионов, а также – бюджетного финансирования.