НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 18:22

Оказывается, Россия для Украины — третий (по значимости) источник инвестиций...

Оказывается, Россия для Украины — третий (по значимости) источник инвестиций. После Кипра и Германии. И как теперь российским бизнесменам вытаскивать оттуда деньги? Или, может, стоить подождать, пока все образуется и наладится?

Игорь ПАХОРУКОВ, генеральный директор ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга»:

– Категоричность в этом деле не нужна. Шансы, что ситуация нормализуется, есть, причем я надеюсь на то, что они есть для всей территории Украины. Переговорный процесс все-таки запущен, и есть смысл подождать результатов.

Михаил ПИЛЬЦЕР, генеральный директор Ассоциации деревообрабатывающей промышленности и возобновляемой энергетики:

– Все непонятно, события меняются слишком быстро. Вообще-то новая власть обещает бизнесу комфортные условия (при Януковиче там совсем все было не сладко), но, с другой стороны, нельзя не учитывать внешнеполитические факторы. Так что лучше выждать.

В любом случае бизнес — это не футболка. За неделю не продашь. Если резко уйти, то вообще все можно потерять.

Александр БАТУШАНСКИЙ, генеральный директор компании «Решения»:

– Во-первых, жизнь в Украине продолжается. Это нам отсюда кажется, что все там загнулось. Но заводы работают, бизнес функционирует. Паниковать точно не надо. Любая власть заинтересована в иностранных инвесторах. Не думаю, что у российских компаний должны возникнуть какие-то серьезные проблемы.

Владимир МЕЧТАЕВ, генеральный директор фирмы «Адвокат ФРЕММ»:

– Очевидно, что стоит подождать.

Константин СУХЕНКО, депутат, председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга:

– Считаю, что в этом конфликте много эмоционального и наносного. И проблема сегодня уже не в Украине, а в тех странах (США, Европа, Россия и Китай), которые должны выработать свое решение. Прибалтика уже прошла через нечто подобное, и теперь тон этих стран в отношении России стал куда сдержаннее, а экономические связи налаживаются. То же будет и в Украине. Все наладится, российские бизнесмены смогут спокойно вытащить свои деньги, тем более что там их не так много, я вас уверяю.

Западу интересен только рынок Украины, а все остальное никому не нужно, кроме России.

Павел ПИКАЛЕВ, руководитель компании Penny Lane Realty в Петербурге:

– Полагаю, что те, у кого на Украине есть активы, как минимум, изучают возможности их перевода в другие юрисдикции. Ситуация очень нестабильная, меняется чуть ли не каждый час. Российские активы тоже не в лучшем положении, США и Европа обещают санкции. Только что слышал про приостановку работы некоторых визовых центров. Теперь точно следует хорошо изучить географию, прежде чем принимать решение об инвестировании.

Александр ФИЛИППОВ, директор департамента оценки NAI Becar в Петербурге:

– Сейчас обе стороны, задействованные в конфликте, находятся в состоянии неопределенности, поэтому предпринимать какие-то действия бессмысленно. Разумеется, над всеми нависли различные риски, и, несмотря на то что никаких реальных действий еще не было, все хотят убежать с тонущего корабля. Я считаю, что пока все угрозы можно считать элементом PR или очередным маркетинговым ходом, но никак не предпосылками войны. Отсутствие власти и порядка всегда приводит к негативным последствиям, в том числе и в сфере бизнеса, поэтому инвесторам следует занять выжидающую позицию.

Сергей ИГОНИН, управляющий партнер «АйБи ГРУПП:

– У всех моих знакомых вложения в украинскую экономику ограничивались только покупкой сала. Но это краткосрочные инвестиции. Поэтому давать советы людям, как им действовать в такой ситуации, не слишком корректно с моей стороны. Здравый смысл подсказывает: надо ждать. Любые резкие движения сейчас только во вред.

Людмила РЕВА, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate:

– Сложный вопрос. Например, наш киевский офис закрыт уже вторую неделю. Поэтому я не в курсе, как там обстоят дела с бизнесом. Что же касается инвесторов, то сейчас деньги, боюсь, не то что бессмысленно, а просто невозможно вытащить. В любом случае надо ждать и надеяться, что анархию сменит хоть какой-то порядок. Но судя по тому, что там происходит, ждать долго.

Лев МАРГОЛИН, директор по строительству компании Mirland Development:

– Я не совсем российский бизнесмен, но наша компания инвестирует в Киев. Там у Fishman Group (материнской компании Mirland Development. — «НП») большой проект. И риски однозначно выросли, причем не только для российских, а для любых иностранных инвестиций. Поэтому мы взяли паузу. Посмотрим, что будет.

Александр ГУТМАН, генеральный директор ОАО «Монолитстрой»:

– Я далек от проблем, связанных с ведением бизнеса на Украине. Считаю, что конфликт между цивилизованными государствами не должен закончиться ограблением тех, кто вкладывает деньги в развитие страны. Я бы посоветовал подождать: все довольно скоро придет в норму.

Николай ВИЛЬЧУР, генеральный директор консалтинговой компании «Вильчур и партнеры»:

– На эту ситуацию легко экстраполируется история со взрывом валютного курса в прошлые воскресенье и понедельник. Мне оборвали телефон с вопросом: «Менять или не менять рубли?» Но если вы не позаботились о том, чтобы спасти свои сбережения раньше, в момент паники что-то предпринимать уж точно не стоит. Любые решения, принятые в такие минуты, ошибочны и ведут к откровенным убыткам.

Все инвестиции в Украине уже находятся под ударом. Вытащить их сейчас можно только ценой гигантских потерь. Принимать инвестиционные решения в такой обстановке — значит действовать вслепую. Надо дождаться хотя бы минимальных ответов на вопросы: кто окажется у власти, куда двинется страна?

Сергей ГАЛАЛУ, генеральный директор агентства недвижимости «ИТАКА»:

– Думаю, что, даже если кто-то хочет вытащить оттуда вложения, сейчас это делать уже поздно. Не получится. Остается только расслабиться…

Николай ПАШКОВ, генеральный директор Knight Frank Saint-Peterburg:

– Не готов комментировать эту тему, даже ее бизнес-аспекты: слишком она политизирована. Концентрация «пикейных жилетов», желающих пообсуждать Украину, и так превысила все мыслимые пределы. Присоединяться не хочу.

Александр БРЕГА, генеральный директор ИСК «Мегалит»:

– Для всех, кто работает в Украине, выход один — мирно договариваться. Конечно, большие переговоры — дело политиков, но бизнес должен на них по возможности влиять. Это будет непросто независимо от того, где находятся активы — в Крыму или в континентальной части Украины. Но заходя в проекты, наверное, все понимали, что в стране, которая не подчиняется президенту, нет и не может быть твердых правил игры. Когда риски такие высокие, предприниматель надеется либо на авось, либо на сверхприбыли.

Дмитрий ЗОЛИН, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор»:

– Сейчас мы уже не сможем ничего оттуда вытащить: обстановка слишком нестабильная. Мы — это российский бизнес в целом, лично у меня инвестиций в Крыму нет. Но я думаю, что Россия не сможет долго находиться в состоянии холодной войны с соседями. Рано или поздно будет достигнут компромисс. Поэтому стоит подождать.

Александр ГИНОВКЕР, генеральный директор АН «Невский простор»:

– На мой взгляд, все инвестиции в Украину изначально были рискованными. Думаю, что вытаскивать деньги сейчас уже поздно. Я бы лучше подождал, уверен, что скоро все успокоится. Эффективность вложений зависит не столько от географии, сколько от политики. Сегодня вообще неспокойно в мире. И прежде чем инвестировать в какую-либо страну, нужно сначала досконально изучить местный рынок, включая политические риски. Кроме того, для успеха предприятия нужна еще и удача.

Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:

– С учетом того, что в обеих странах национальный вид спорта — создавать проблемы на свою голову, ничего советовать не берусь. Не уверен, что хватит сил вытащить себя за волосы из того болота, в которое мы все попали. А жаль, потому что более естественного экономического союзника для России, чем Украина, трудно себе представить.