НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

25 апреля, 20:50

Царица горы

29 марта 2016 в 21:05

Конфликт вокруг участка 37 га под Петергофом превращается в настоящий триллер. На бывших с/х землях запланирована жилая и коммерческая застройка. Суд выясняет, законно ли надел достался Валентине Скопиной.

Пока на участок наложен арест.

Валентина Скопина – вдова основателя ГК «Ленстройдеталь» Владимира Филиппова. Сейчас она находится в больнице - в конце 2015-го на нее напали с топором на парковке на улице Савушкина.

Ее покойный муж был владельцем гигантского холдинга «Ленстройдеталь», в который входили заводы ЖБИ, предприятия по выпуску бетона и тротуарной плитки, проектные институты (например, «Гипроприбор»). Кроме того, подконтрольные ему компании имели большой земельный массив. Г-н Филиппов застрелился в 2010-м. Самоубийство признали несчастным случаем (неосторожное обращение с оружием). Главной наследницей стала его гражданская жена Валентина Скопина. К июлю 2011-го она успела переоформить на себя основную часть активов и даже продать бизнес по производству бетона и ЖБИ. Контрольный пакет акций ОАО «Ленстройдеталь» перешел семье Алексея Лысякова, члена Совета Федерации. Сумма сделки не разглашалась.

Раздел других активов обернулся скандалами. Например, г-же Скопиной пришлось через суд получать контроль над ЗАО «Гипроприбор», которому принадлежит здание около 10 000 кв.м на Малоохтинском пр., 68 (см. «НП», №30/2011).

По ходу некоторых разбирательств саму г-жу Скопину заподозрили в нечистых сделках. Так, структуры ее мужа имели доли в компании «Инвест-Капитал-Строй». Этой фирме принадлежал сельхозучасток почти 37 га в Низинском СП (д. Троицкая гора, квартал 8) – недалеко от КАД, на подъезде к Старому Петергофу. В 2014 году Валентина Скопина выкупила этот надел всего за 42 млн рублей. Затем она сумела изменить назначение пятна. Его включили в состав населенного пункта и разделили на восемь участков. Часть из них теперь предназначена под многоквартирную застройку, часть – под социалку и коммерческие проекты.

С несколькими исками в арбитраж обратилась фирма «Альфа-Строй» (по данным «НП», возможно, связанная с новыми собственниками бетонного бизнеса «Ленстройдетали»). Компания считает, что, во-первых, сделка не была согласована всеми акционерами «Инвест-Капитал-Строя», а во-вторых,  вдова выкупила объект явно задешево. По оценкам недовольных акционеров, рыночная стоимость восьми участков составляет не менее 1,2 млрд рублей. На пятна наложен арест. Следующее заседание арбитража по оспариванию сделки назначено на 6 мая. Г-жа Скопина пока не может прийти в суд, поскольку находится на стационарном лечении.

О разбойном нападении на бизнес-вумен писали многие газеты, но без привязки к ее арбитражным делам. Все внимание акцентировали на том, что Валентина Скопина получила по голове после того, как забрала 50 млн рублей у сотрудника уголовного розыска Игоря Прудникова. По версии следствия, ранее г-н Прудников получил эти деньги за помощь в решении какого-то вопроса в городском суде. Но вопрос он не решил и добровольно вернул взятку. Теперь он стал фигурантом уголовного дела. Особых подробностей пока нет. С каким делом могла быть связана взятка, никто не комментирует. О том, что у г-жи Скопиной есть конфликт, связанный с обширным участком под Петергофом, никто пока тоже не писал. Мы ни в коем случае не намекаем на взаимосвязь этих историй. Размах империи Владимира Филиппова сделал его вдову участницей десятка судебных процессов. И спор за надел под Петергофом - лишь один из них, хотя и весьма значимый.

Отдельный пласт вопросов связан с историей перевода сельхозземель на Троицкой горе. Собственнику на редкость легко удалось изменить назначение пятен, хотя у других не получалось согласовать даже дачную застройку на сельхозке, не говоря о многоквартирных домах.