18 июля 2018 время: 19:18
курс $62.44 €73.24
Поиск

Хочу получать уведомления
о главных новостях NSP.RU


23 мая 2016

Госзаказ вернулся на аукцион

Госзаказ вернулся на аукцион

Скорректирован перечень товаров и услуг, закупаемых государством на аукционе. Теперь к ним относится строительство любых объектов, которые не относятся к уникальными или особо сложными.

Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ № 471-р от 21 марта 2016 года. С 13 мая в него попали все работы по строительству, реконструкции и ремонту жилых и нежилых зданий, гражданских объектов, водных сооружений, автомобильных и железных дорог, всех видов инженерных коммуникаций, по монтажу инженерных сетей, сносу зданий и подготовке строительных площадок. То есть практически все, что входит в общероссийский классификатор под кодами 41.2, 42 и 43. Госзаказ на эти объекты будут распределять теперь  исключительно на электронных аукционах. То есть требования можно выставлять только к товару или услуге, но не к исполнителю. Победителем признают того, кто вызвался поставить услугу необходимого качества по самой низкой цене, независимо от  квалификации, опыта работы, наличия мощностей и прочих условий. Размер начальной (максимальной) цены контракта значения не имеет. Крупные заказы будут выставлять на электронный аукцион на общих основаниях. По оценке dp.ru, только в Петербурге речь идет о рынке с годовым объемом в 25-27 млрд рублей. На строительство и ремонт приходится 27% от всех работ за деньги городского бюджета, не считая стройки, которая идет за счет федеральных средств. До сих пор все это распределялось через открытые конкурсы.

Внесение в перечень правительства строительных работ явно противоречит закону N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон предписывает осуществлять закупки через открытый конкурс во всех случаях, когда определяющее значение имеет не стоимость услуги, а ее качество и квалификация подрядчика.

Теперь открытый конкурс не является приоритетным способом для большей части строительных работ, заказываемых государством. Его применят лишь тогда, когда речь идет об уникальных, особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, например, атомных станциях, метро или об искусственных дорожных сооружениях (мостах, тоннелях и развязках). Здесь государство все-таки оставляет за собой право проводить квалификационный отбор и отсеивать заведомо слабых участников.

Аукцион — более демократичный и конкурентный метод борьбы за госзаказ. При проведении открытых конкурсов больше возможности для субъективной оценки участников со стороны чиновников. При прочих равных условиях шансы на освоение бюджетных денег выше у того, кто обладает административным ресурсом. В теории исправленный и дополненный перечень товаров и услуг говорит о том, что стремление государства к экономии побеждает желание «накормить своих». По крайней мере, на время кризиса. С другой стороны, снова возникает простор для ценового демпинга, как во времена 94-ФЗ, когда серьезные компании отказывались от участия в аукционах, потому что более слабые конкуренты роняли цену. И, конечно, неизбежны проблемы с качеством построенных в итоге объектов.

«Ключевой вопрос — сохранение квалификации участников, - отмечает директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. - Если речь идет о простых работах и типовых объектах, в аукционах ничего плохого я не вижу. К сожалению, конкурсов как таковых уже давно нет. Это спектакли без реального соперничества. Поэтому какая разница, как все будет организовано?»

«При распределении заказа на строительные работы должен сохраняться квалификационный отбор, - считает Борис Мурашов, заместитель генерального директора по управлению проектами Группы «ЛСР». - Станет ли квалификация главным или вторым по важности критерием для отбора подрядчика — это второй вопрос. Главное, чтобы она осталась, тогда ситуация с госзаказом будет вполне терпимой».