НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 02:17

Пайщики виноваты сами

31 мая 2016 в 21:00

Власти Ленобласти не могут помочь ЖСК «Дивный Яр», который пытается достроить дом в деревне Старая Всеволожского района. Проблемы кооператива лежат в области уголовного, а не долевого законодательства.

Напомним, что этот проект, как и несколько других, затеяло региональное потребительское общество «Ваш Дом». Под каждый жилой комплекс оно создало отдельный кооператив. В 2015 году деятельностью общества заинтересовались следователи: деньги граждан привлекали до получения разрешений; некоторые пятна, где строились дома, относились к сельскохозяйственным землям и т.д. В результате руководство РПО «Ваш Дом» просто исчезло, оставив недостроенные объекты.

К таким относится и комплекс «Дивный Яр», в котором планировался десяток трехэтажных домов и таун-хаузы. Впрочем, успели начать только один дом на 330 квартир, 138 из которых уже оплатили пайщики. Незавершенное здание (работы замерли на уровне третьего этажа) расположено на участке размером 2,2 га, который принадлежит ЖСК, но относится к сельхозземлям: надел предназначен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. То есть строить здесь жилой дом, тем более многоквартирный, нельзя.

Обманутые пайщики обратились в комиссию Ленобласти по вопросам поддержки пострадавших граждан – участников долевого строительства. Они просили посодействовать во включении надела в границы населенного пункта, однако поддержки не нашли. «Проблемы этого объекта особого отношения к комиссии не имеют. Это явное мошенничество, и вложенные деньги пайщики должны получать в рамках уголовного дела. Это все равно, что угнанный автомобиль купить. Если мы начнем включать такие проблемные наделы в границы населенных пунктов, это приведет к тому, что мошенничество станет массовым»,- полагает заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин. По его словам, ЖСК должен обратиться в Колтушское сельское поселение, чтобы подготовить и изменить генеральный план, скорректировав его границы. Однако решение будет приниматься на общих основаниях:  другого правового механизма просто нет.

Пайщики же уверяют, что ни в чем не виноваты: в договорах говорилось, что земли уже включены в границы поселения. Граждане готовы достроить дом сами, несмотря на долг в 80 млн рублей.

«Ленобласти нельзя создавать опасный прецедент, включаясь в процесс перевода этого участка в другую категорию. Большая доля ответственности лежит и на самих гражданах, которые не проверили документы, не убедились в законности строительства, избрали более дешевую, но ненадежную кооперативную схему. Я бы понял, случись это лет 10 назад, но в ЖСК пайщики вступали в 2014 году. Чиновники и СМИ уже несколько лет твердят об опасностях этого рынка, поэтому граждане не могли не знать о рисках»,- считает помощник депутата Госдумы Александра Хинштейна, координатор инициативных групп дольщиков и член рабочей группы по защите прав вкладчиков и дольщиков Виктория Пенькова.