НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 12:02

Контроль на высоте

14 октября 2016 в 15:46

На таких объектах, как «Лахта-центр», контроль за качеством строительства усложняется пропорционально новизне и сложности технических решений. Мы провели день на площадке будущего небоскреба вместе с начальником отдела строительного контроля Георгием Волокушиным, чтобы увидеть, как это происходит.

Рабочий день в отделе строительного контроля АО МФК «Лахта центр» начинается в девять утра. Однако нельзя сказать, что в это время стройка просыпается: она вообще не засыпает. Работы на площадке идут круглосуточно, и к утру у отдела строительного контроля список повседневных дел пополняется особо насущными и неотложными задачами. Георгий Волокушин распределяет их между подчиненными — четырьмя инженерами строительного контроля и тремя геодезистами. Для каждого из них «Лахта-центр» — шанс, который выпадает обычному строителю раз в жизни, превращая его в штучного специалиста. Опыт работы на особо сложном объекте открывает перед каждым иные профессиональные горизонты.
«Когда мы собирали команду, конечно, спрашивали, кто где работал, — рассказывает Георгий Волокушин. — Но аналогичных «Лахта-центру» объектов в России нет. Хорошо, что к проекту с самого начала было привлечено много подрядных организаций — на разные виды работ. Были инженеры, которые после окончания контракта между их компаниями и МФК «Лахта-центр» не хотели уходить с объекта. А у нас была возможность оценить их деловые качества».
Сам Волокушин считает, что ему повезло. Закончив ВИТУ, он строил объекты Минобороны, после выхода в запас — гражданские объекты по государственному заказу. В МФК «Лахта-центр» был принят как обычный соискатель. Произошло это еще в те времена, когда небоскреб для Газпрома планировали строить на Охтинском мысе. «Мне действительно хотелось попасть на этот проект, — вспоминает он. — Вдохновляли его масштабы, сложность и высота. Хотя были моменты, когда многие сомневались в том, что он станет реальностью. Да и мы полностью осознали, в какой грандиозной стройке участвуем, когда была выполнена ограждающая конструкция котлована и затем выкопан сам котлован площадью 6000 кв.м на глубину 21 м. Вторым поводом для гордости стало устройство коробчатого фундамента, затем — ростверка для многофункционального здания. Появилось чувство, что для нашей команды невозможного почти нет. А потом мы просто адаптировались. И к постоянному драйву, и к любым неожиданностям».
Это утро у руководителя отдела строительного контроля выдалось «бумажным». Когда речь идет о высотном объекте, действуют дополнительные требования к испытаниям материалов и конструкций. Любой брак отражается на сроках строительства и на безопасности проекта. Поэтому входной контроль проходит каждая партия, каждая поставка. Результаты проверок и испытаний вместе с актами об объемах выполненных работ, исполнительными схемами и прочим поступают с той же скоростью, с которой идет строительство, и образуют огромный документооборот. Поэтому на площадке Георгий Волокушин оказывается только в середине дня.
Сегодня он обходит с нами всю стройку, но в обычном режиме каждый сотрудник отдела контролирует свой участок, проводя на объекте ежедневно два-три часа. Теперь, когда работами охвачена вся огромная территория, подлежащая застройке, и на площадке одновременно трудятся 3500–4000 рабочих, нет другого способа убедиться в том, что все идет как надо.
«Обычно мы направляемся туда, где проходит основной фронт работ, будь то арматурные работы или бетонирование ядра на самом верху, или монтаж фасадных конструкций. Сотрудники идут по заранее проработанному маршруту. Визуально весь процесс воспринимается намного реалистичнее, чем с монитора. Наши геодезисты проверяют точность монтажа всех конструкций. На основе полученных данных строится вся остальная работа».
Жизнь на площадке замирает только в дни штормовой погоды. Море время от времени напоминает строителям, что оно близко и что инвестор, проектировщики и строители бросили вызов климату, заложив самый северный небоскреб в мире. Но нас погода балует осенним солнцем, и пейзаж улучшается по мере того, как мы забираемся на 32-й этаж будущей высотки. Здесь сравнительно спокойно. Интенсивнее всего человеческий муравейник «кипит» сейчас десятью этажами выше, где монтируют стальные конструкции колонн и перекрытий. Ядро башни заливают на уровне 210 м, это примерно 50-й этаж. Внизу рабочие уже приступили к монтажу фасадов. Первые шесть этажей одеты в стекло. 

Башня «Лахта-центра» — отдельное испытание на прочность для тех, кто ведет контроль и надзор за стройкой. В силу того, что каждый этаж делает поворот на три градуса, а сама башня сужается кверху, из 189 000 металлоконструкций одинаковыми оказались только две. Для светопрозрачных конструкций тоже нет единого типоразмера, кроме того, изготовлены они из гнутого стекла, чтобы обеспечить фасадам идеально гладкую поверхность. Все это потребовало от генподрядчика Renaissans Construction и инжиниринговой компании AECOM, которая ведет надзор, особой системы контроля за точным соответствием размеров каждого элемента тем, что указаны в проектной документации.
Сверху отчетливо видны будущий амфитеатр, развернутый в сторону залива, фундаментная плита под парковку в стилобатной части комплекса. Видно, как идут работы над огромной входной аркой. И полностью открывается многофункциональное здание, формой напоминающее бумеранг с атриумом между двумя его частями.
«Здесь предстоит смонтировать под большим углом наклонные стальные конструкции, — поясняет Георгий Волокушин. — Верхние этажи МФК должны выступать над нижними, и эти сложно выполненные подкосы обеспечат зданию оригинальную архитектуру и необычные внутренние пространства».
По словам Волокушина, благодаря надзору компании AECOM включать «ручное управление» там, где речь идет о сроках или качестве работ, заказчику почти не приходится. Сказывается опыт международной команды, и контакт с ней отдел строительного контроля поддерживает в онлайн-режиме.
Иное дело — технологические решения, которые порой приходится разрабатывать и испытывать по ходу стройки. Прежде чем новое решение внесут в проект производства работ, его будут обсуждать и утверждать все участники проекта. Особо сложные задачи сначала выполняются в модели. Происходит нечто вроде «репетиции», сопровождаемой замерами и геодезическим мониторингом. В этом специалисты из отдела строительного контроля принимают самое непосредственное участие, анализируя полученные данные вместе с коллегами из AECOM.
Так было, когда разрабатывалась технологическая схема бетонирования ростверка многофункционального здания, коробчатого фундамента или бетонирования сталежелезобетонных колонн… Так происходит и в других случаях, когда надо сначала создать, а потом в точности соблюсти уникальный технологический регламент.
Регулярно возникающие творческие задачи вместе с цифровыми технологиями делают окончание рабочего дня у Георгия Волокушина и его команды временем довольно условным. Сообщения о том, что происходит на стройке, могут прийти в любое время суток.