20 ноября 2017 время: 08:53
курс $59.63 €70.36
Поиск

Хочу получать уведомления
о главных новостях NSP.RU


Большое примирение непримиримых

Большое примирение непримиримых
Понедельник, 29 мая 2017

В Манеже Конюшенного ведомства открылась первая выставка «Большие картины» – из фондов Музея истории Петербурга.

Здесь представлены невиданные до сих пор полотна – к примеру, картина Владимира Серова «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед, к победе!». Ленин, как и следует из названия, изображен на красном флаге, а вождь народов простертой рукой направляет красноармейцев в атаку на фашистские полчища. В тылу воинов поддерживает огонь орудий, сверху – приближаются бомбардировщики. Враг не уйдет, и победа будет за нами. Это полотно художник создал в 1944-м для Музея обороны Ленинграда в Соляном городке, который открылся почти сразу после снятия блокады. После разгрома этого легендарного музея картину передали в Музей истории Ленинграда, а в 1965-м, после развенчания культа личности, обрекли на уничтожение вместе с другими артефактами, связанными со Сталиным. Как  сумели сберечь полотно – загадка. Кстати, как сообщила куратор выставки Вера Ловягина, в музее хранятся около 20 больших картин, переданных сюда из расформированной коллекции Музея обороны и блокады Ленинграда: «Это миф, что все экспонаты утрачены».

Еще три работы Владимира Серова (в тандеме с Николаем Корчагиным) – живописные фризы, написанные в 1947-м для оформления Советского зала в Мариинском дворце, где в советское время заседал Исполком Ленсовета. На протяженных полотнах (длиной более 9 м) можно распознать сюжеты, посвященные закладке Петербурга (Петр I c первостроителями, Петропавловка, корабли на Неве), Октябрьской революции (Ленин, солдаты и матросы, пулеметы и «Аврора») и обороне Ленинграда (зенитчики охраняют небо, женщина вытачивает снаряды, победный салют Победы). В 1993-м при реставрации Мариинского дворца картины демонтировали, и с тех пор они хранились намотанными на валы.

Теме Победы посвящен и огромный картон, выполненный художниками Иваном Ураловым, Никитой Фоминым и Сергеем Репиным в 1978-м для создания мозаики в мемориальном павильоне памятника Героической обороне Ленинграда на площади Победы.  Он размещен в центре зала. «Это авангардная работа, – рассказывает Иван Уралов. – Мы решили, что невозможно говорить на такую огромную тему средствами классического искусства. Мы стремились к тому, чтобы через темные очертания фигур прорывались светлые сполохи цвета и ярких красок». По словам художника, при создании мозаик  использовали еще дореволюционные запасы смальты, а выполнили их в мозаичной мастерской Академии художеств.

Если правая стена Манежа отдана картинам в стиле соцреализма, то левая – авангардистским поискам: начиная с работ учеников Павла Филонова, созданных в 1920-е, до холстов Юрия Жарких, датированных 1990-ми. Как ни странно, они прекрасно уживаются под сводами одного зала. Примирить непримиримых – одна из целей выставки, отмечает Вера Ловягина.

 

1 из