НАШ ЦИТАТНИК: «Сейчас площадь студий в новостройках Ленобласти не может быть ниже 24 кв метров. С 1 июня для новых проектов увеличим требуемый минимальный метраж до 28 кв метров. Соответствующее поручение дал строительному блоку...» Александр Дрозденко

18 мая, 09:49

В Петроградском районе начинается строительство ЖК премиум-класса ЛДМ

Сегодня в 11:02

В Петроградском районе начинается строительство жилого комплекса премиум-класса ЛДМ. Место – знаковое, на изгибе Малой Невки, напротив слияния двух рек – оно и задало естественную природность архитектуре новых корпусов. Новая концепция вобрала в себя бывший диссонирующий высотный объем и распределила его по плоскости.

Фото: Группа «Эталон»

ЛДМ занимает протяженный вдоль Песочной набережной участок, откуда открывается вид на плавный изгиб Малой Невки, сливающейся с руслом реки Крестовки на противоположном берегу. Территория площадью более 4 га ограничена Песочной набережной и улицами Даля, Профессора Попова, Барочной.  

Ты помнишь, как все начиналось… 

Для своего времени Ленинградский дворец молодежи был передовым, модернистским комплексом. Его возводили к 60-летию ВЛКСМ, строительство длилось почти 10 лет - с 1969 по 1978 гг. Архитекторы предложили незатейливую композицию: сочетание тонкой высотной (50 метров) пластины гостиницы и плоского объема с киноконцертным залом, Дворцом молодоженов, зимним садом, бассейном и пр. Даже по тем временам эта высота здания выбивалась из регламента, но это был «бунтарский» период, в том числе и в архитектуре, поэтому и позволили.

ЛДМ начал набирать популярность во второй половине 1980-х, когда он стал центром неформальной культуры молодежи. Здесь проходили первые рок-концерты группы «Кино», «Алиса», «Аукцион», «Зоопарк» и пр.; выставки современного искусства: «Новые художники», «Митьки» и другие. Благодаря этим активностям место стало культовым для молодежи, неким символом протеста, свободы. Поэтому, если у того поколения и остается ностальгия по ЛДМ, то она связана в первую очередь с происходившими в тот период жизни СССР событиями, но не с архитектурой комплекса.

Новые хозяева ЛДМ, которым задаром досталось такое богатое комсомольское наследство, не особенно заботились о его состоянии, зарабатывая на сдаче в аренду площадей. В нулевых при бассейне организовали некое подобие аквапарка – первого в Петербурге. Пожалуй, это было одно из немногих инвестиций в улучшение комплекса. В остальном же ЛДМ постепенно приходил в упадок, а сама высотная пластина не воспринималась уже как символ чего-то нового, а напротив, выглядела диссонирующей.

В последние годы собственники активно искали покупателя. Пару лет назад объект приобрела Группа «Эталон». И, невзирая на весьма непростое время на дворе, в 2022 году девелопер объявил международный конкурс на лучший проект жилого комплекса на месте ЛДМ. В нем участвовали восемь архитектурных студий, включая известные петербургские бюро и голландскую мастерскую (см. Досье NSP). Беспристрастное жюри большинством голосов признало победителем работу ООО «ЭталонПроект». В компании-победителе считают, что представленная концепция сильна тем, что вобрала в себя имевшийся высотный объем и органично распределила его по плоскости.  

Премиум - последнее прибежище натуральности 

Как говорят архитекторы, на рождение образа будущего комплекса их вдохновили виды природных ландшафтов — отвесных утесов и выработанных мраморных карьеров, постепенно захватываемых природой, а фактура скальных обрывов послужила прототипом рисунка фасадов.

«На уровне квартала мы создали некий образ мраморного каньона. Дальше переходим на масштаб здания. Чтобы поддержать идею природности, все секции сделаны очень неравномерно. Каменная глыба не бывает однородной, а всегда содержит крупные выщербленные сколы, какие-то выветренные элементы. Поэтому на секциях появляются выпадающие части, которые сделаны специально, чтобы подчеркнуть близость к природе, - поясняет идею архитекторов Денис Смирнов, руководитель службы развития и BIM-технологий «ЭталонПроект» (входит в Группу «Эталон»). - Здесь и ломаные, а не параллельно-перпендикулярные контуры зданий со скошенными углами, и эффектные консоли, выступы и ниши на фасадах, воспроизводящие пейзаж отвесных скальных утесов, и высокие арки, пропускающие в почти замкнутое дворовое пространство воздух и свет, и активное использование рельефа в благоустройстве двора. Далее переходим к мелкой пластике фасада. Здесь камень тоже неоднороден. Мы сейчас обрабатываем около 3000 элементов фасада, каждый из которых имеет разные формы и разный вынос - от 5 мм до 50 мм и больше. Но все вместе позволяет создать такую картинку, которая будет играть. Поэтому, несмотря на светлый тон фасада, вы будете видеть всегда разную картинку, в зависимости от положения солнца, изменения погоды.

Почему я так ратую за эту концепцию природности? Премиум (если мы говорим про высокий класс, неважно, жилье или нежилое здание) - это последнее прибежище натуральности, когда можно прийти и пощупать что-то натуральное. Поэтому наша задача была вынести эту натуральность в верхнюю идею. Кроме светлого и объемного камня, мы добавили металл, это медь и латунь в разных вариантах, и отдельные вставки. Например, арки покрыты медью, потому что дают на закатном солнце очень интересную картинку. То есть даже на светлом фоне будем видеть достаточно яркие элементы. Арки - это способ показать некую пустоту. Архитектура больше всего работает в сочетании объема и пустоты. Вот как на рендере: есть сплошная стена и в ней есть пустота», - демонстрирует Денис Смирнов. 

Фото: Группа «Эталон»
Фото: NSP.ru

Одной из важнейших задач нового проекта стало сохранение памяти места. Отсюда — отсылки к старому зданию ЛДМ на концептуальном уровне: сочетание публичного и приватного пространств, а также сохранение и развитие многофункциональности. Есть отсылки и на уровне архитектурно-планировочных решений, а именно формообразования. По словам проектировщиков, «объем здания ЛДМ распадается на части, но образует при этом единый объем, из которого рождается новый жилой комплекс».

Самым «осязаемым» воплощением памяти места станут конкретные решения: сохранение существующих зеленых насаждений и их интеграция в новый сквер на Песочной набережной, а также создание нового культурного пространства — Митьки-музея. Память места будет в буквальном смысле «проявляться» на разных уровнях: в названии ЖК - ЛДМ, в сквере на набережной — для жителей района, в Митьки-музее — для всего города.

Митьки-музей планируют разместить в одном из жилых корпусов со стороны Песочной набережной. Это будет живое и интерактивное культурное пространство площадью порядка 400 кв.м, призванное сохранить наследие Дворца молодежи и память о том времени, когда он стал одним из главных символов свободы в Ленинграде. В сборе экспонатов для будущего музея принимают участие все жители города. Перед входом планируется символический арт-объект, а сам вход оформят с помощью оригинального декора и вывесок с названием Ленинградского дворца молодежи.

Кстати, из внутреннего оформления ЛДМ сохранены панно известного ленинградского художника-керамиста Владимира Лащинина. Перед демонтажом его передали в фонды музея архитектурной керамики «Керамарх» для хранения и демонстрации в постоянной экспозиции.  

Из каньона на набережную  

В ЖК ЛДМ этажность варьируется от 3 до 8-9 этажей — происходит ее снижение при увеличении плотности. При этом речь идет не только и не столько о плотности застройки, сколько о насыщенности функций, сценариев жизни, впечатлений.

Территория нового ЖК четко, хотя и неочевидно на первый взгляд делится на три функциональные зоны, которые выделены деликатно за счет рельефа и озеленения. Первая – приватное дворовое пространство с рекреацией, игровыми площадками, а также зонами отдыха, где одно из мест стилизовано под небольшую каменоломню. Это пространство раскрывается в сторону сквера у реки, и становится своего рода продолжением зеленого двора, а жильцы получают выход к воде. Подчеркивая связь с историей места, девелопер сохраняет старые дубы, выступающие акцентами в благоустройстве. Рядом с ними высадят новые деревья, кустарники, декоративные злаки и другие растения, позволяющие реализовать всесезонные сценарии цветения. Под двором предусмотрен паркинг, но там, где растут дубы, подземные работы вестись не будут.

Вторая зона – транзитная, некий переход от приватной к общедоступной части. Третья - большая прогулочная зона - весь внешний контур застройки и набережная, которые остаются общедоступным городским пространством.

«Если посмотреть на линии (прогулочных зон), они не прямые, а природные, немножко ломаные, и поддерживают идею каньона. То есть на каждом этапе поддерживается концепция», - говорит Денис Смирнов.

Всего в комплексе ЛДМ будет 463 квартиры. Помимо традиционных, предусмотрены двухуровневые квартиры со вторым светом; варианты с террасами на кровле, а также сити-виллы, у которых есть собственные входы со стороны набережной и со двора. Ожидаемая реализуемая площадь проекта составит 69 тыс. кв. м, включая 45,2 тыс. кв. м. жилой недвижимости.

«Мы гордимся теми сити-виллами, которые получились у нас в проекте, такой формат мы опробовали в Москве. Это небольшие трехэтажные здания со своим входом и даже небольшим палисадником. Задача была непростой. С одной стороны, нужно сделать так, чтобы был собственный вход. С другой, создать минимальный социальный барьер, показывающий, что это приватная зона. Еще одна сложность – как «приподнять» террасу так, чтобы было комфортно собственнику сидеть с кофе по утрам, но при этом не мешать другим. В итоге мы справились. Грамотно высаженный шиповник или поставленный валун хорошо формируют такое личное пространство», - считает Денис Смирнов. 

Фото: Группа «Эталон»

NSP досье   

Участники закрытого архитектурного конкурса: 
Архитектурная студия «Интерколумниум», ООО «Менеджмент Проекты Инвестиции Девелопмент», ГКУ «Стройэксперт», ООО «Урбис-СПб», архитектурная мастерская Миронова, архитектурное бюро «Студия 44», архитектурное бюро MLA+ (Нидерланды), ООО «ЭталонПроект». 

Состав жюри конкурса: 
Владимир Григорьев, специальный представитель губернатора Петербурга, председатель жюри; Геннадий Щербина, президент Группы «Эталон»; Лариса Канунникова, зам. председателя комитета по благоустройству; Алексей Михайлов, зам. председателя КГИОП; Феликс Буянов, руководитель, «Архитектурная мастерская Б2»; Олег Веселицкий, заведующий кафедрой средового дизайна академии им. А.Л. Штиглица; Святослав Гайкович, руководитель архитектурного бюро «Студия-17»; Сергей Падалко, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья»; Михаил Посохин, народный архитектор России, академик; Андрей Косарев, гендиректор компании Colliers в Санкт-Петербурге: Мария Элькина, архитектурный критик. 

Реклама / Застройщик ООО «СЗ Эталон на Петроградской» (Группа «Эталон») / Проектная декларация на наш.дом.рф

erid: 2SDnjeHhui9