НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 11:01

Какой подарок вы преподнесли бы Петербургу в день рождения города?

К памятным датам и юбилеям принято дарить презенты. Вот, например, Минобороны к Дню ВМФ обещает открыть вторую очередь парка «Остров фортов» в Кронштадте. Но у нас на днях был не менее важный праздник – День города. Всё-таки 318 лет – не шутка.

Какой подарок вы преподнесли бы Петербургу, будучи не ограничены в деньгах, административных и прочих ресурсах? 
Возможно, уникальный проект в области архитектуры, инфраструктуры или ландшафтного дизайна, который (со временем) мог бы стать новым символом города? 
Какого фантастического здания, высокотехнологичной магистрали или живописного парка не хватает городу?
А может, стоит замахнуться на Hyperloop? Или просто много миллиардов на реконструкцию исторического центра?
Кстати, День города – это праздник для всех горожан, в том числе и для участников рынка недвижимости. И они тоже вправе рассчитывать на презент. 
Какой подарок от города вы хотели бы получить? Может, пару аварийных зданий под редевелопмент? 
Или кусок акватории для плавучей гостиницы? А может, нечто нематериальное?

Андрей Сорочинский, председатель совета директоров ГК «Полис Групп»:
– Мне понравилось предложение Газпрома. Да, это не вполне рыночная компания, и показатели у неё ниже, чем в среднем по отрасли. Зато такие (не вполне рыночные) проекты для неё органичны и посильны. 703 метра – это здорово! Это прокол в будущее, ради такого объекта туристы будут приезжать в Петербург.
А ещё в городе очень не хватает мостов. Я был очень огорчён, когда свернули работы по прокладке Орловского туннеля. Чтобы город ехал, а не стоял, нам нужны как минимум один туннель и три моста. Между Большеохтинским и Литейным мостами, между мостами Александра Невского и Володарским и ещё один – на Васильевском, в районе Горного института.

Никита Явейн, архитектор, руководитель АБ «Студия 44»:
– Парк, метро и больше высших учебных заведений. В любом порядке. Именно они и обеспечат приличное качество среды и жизни, а не ещё несколько миллионов «квадратов», которые давно уже покупают не петербуржцы...

Александр Брега, генеральный директор корпорации «Мегалит»:
– Я бы хотел подарить городу вдохновение. Пусть причастные к его судьбе лица всегда руководствуются этим чувством, когда принимают решения, касающиеся судьбы Петербурга. Тогда у нас будут интересные архитектурные и инфраструктурные проекты, красивые фасады в историческом центре и в новых районах и много новых нетривиальных идей, которые позволят городу всегда оставаться востребованным, растущим и актуальным.

Иван Носов, директор департамента маркетинга и рекламы Группы ЦДС:
– Идея подарка витает в воздухе. У нас ведь город на Неве – а Невы у жителей до обидного мало. У нас набережная – это не столько про воду и гранит, сколько про асфальт и автомобили. Как было бы здорово вернуть жителям набережные, развернуть на них общественные и досуговые зоны, чтобы можно было пойти прогуляться хоть от Васильевского до Вантового моста!
Конечно, спросят: куда девать миллионы авто? А вот придётся подумать. И, возможно, сокращение транспортных артерий заставит (ладно, стимулирует) развивать общественный транспорт, комфортабельный и экологичный. Личный автомобиль в мегаполисе – это анахронизм!
Зато снижение автомобильной нагрузки и вредных выбросов поможет (в том числе) сохранить замечательный петербургский центр, не только «открыточные виды» со Стрелкой и Эрмитажем, но и менее очевидные места и дворики, сохранившие подлинный дух Петербурга.

Владимир Мечтаев, управляющий партнёр Адвокатского бюро «ФРЕММ»:
– Пусть город подарит жителям больше станций метро, в первую очередь в тех районах, которые в этом десятилетиями нуждаются.

Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service:
– Надо подарить (вернуть!) город – горожанам. Мне довелось принимать участие в реконструкции 130-го квартала в Иркутске. И мы спорили с историками: они убеждали, что сибирские домовладения – это заплоты, заборы. А мы сделали открытое пространство, проницаемое и лёгкое. С сохранением части деревянных построек.
Сейчас петербургский центр разбит на дворы. За единой линией фасадов – очень разнородное, разгороженное брандмауэрами и не всегда привлекательное пространство. 
Горожане закрываются от внешней неустроенности по своим «колодцам». Центр – не цепочка отдельных «памятников», а образ жизни и способ восприятия мира, открытый и праздничный.
Как этого добиться – не только градостроительная, но и ментальная проблема.

Мария Чёрная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– В Петербурге более 150 км набережных, которые, к сожалению, используются сегодня исключительно как транспортные коридоры, у горожан нет никакого желания проводить там время. Я бы подарила городу новые благоустроенные берега Финского залива, Невы и её притоков. Для того, чтобы у горожан появилась возможность гулять, отдыхать, заниматься водными видами спорта.
Выход к воде – это уникальная географическая особенность нашего города, её нужно обязательно использовать на благо жителей и туристов.

Оксана Кравцова, совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой»:
– Главный подарок, который сделал мне Петербург и которому я бесконечно благодарна, – это возможность творить и быть причастной к развитию любимого города. Наша компания уже несколько лет работает в историческом центре. И для нас крайне важно доверие со стороны горожан. Я родилась и выросла в доме на набережной Фонтанки, мои дети – это уже шестое поколение петербуржцев. Могу ли я навредить этому городу? Ни в коем случае! Когда мы приобрели два архитектурных памятника для реставрации в центре, у меня было ощущение, что город доверился нам, дал шанс вдохнуть в эти объекты новую жизнь. И мы всеми силами постараемся оправдать такое высокое доверие.

Фёдор Туркин, председатель совета директоров холдинга «РСТИ»:
– Уже сейчас морской фасад Петербурга представляет из себя созвездие выдающихся проектов – «Лахта-центр», стадион «Газпром-Арена», ЗСД. Для усиления образа я предложил бы добавить пару акцентов: высотный, на южном берегу Финского залива, и меньшего размера – на намывной части Васильевского острова. Это может быть и фигура Петра Великого. Что касается событийных проектов, то надо, на мой взгляд, создать мероприятие, сопоставимое по масштабу с «Алыми парусами», но вовлекающее школьников младших и средних классов. И научиться тиражировать его во все уголки страны.

Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Если гулять, как говорится, на все деньги, то, прежде всего, логично было бы заняться транспортной инфраструктурой, а в частности – развитием сети метрополитена, модернизацией улично-дорожной сети, строительством выносных магистралей из города в область. Это позволило бы объединить сам мегаполис и полноценно присоединить к нему территории, граничащие с КАДом, а также новые микрорайоны.
Реконструкция исторического центра, несомненно, важна, но начинать её в отсутствие закона о реновации – равноценно сжиганию денег на одном огромном костре. Очень интересно и занятно, но абсолютно бессмысленно.
Лучшим подарком, лично для меня, было бы наведение логического порядка в системе выдачи градостроительной документации и разрешений на строительство и снос зданий. Чем меньше у нашего бизнеса будет необоснованных преград и отказов, тем шире будут наши улыбки.

Алина Плетцер, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Отличным подарком на День города девелоперам, застройщикам и особенно горожанам стало бы уменьшение социальной нагрузки на объекты недвижимости: возведение «социалки», инженерной инфраструктуры и улично-дорожной сети за счёт городского бюджета. Это позволило бы значительно снизить стоимость квадратного метра и сделать жильё доступнее, а работу застройщиков привлекательнее.
Ещё одним нематериальным, но крайне важным в градостроительной деятельности подарком может быть введение «единого окна» для всех процедур согласований с внятными требованиями ко всем документам. Застройщики смогут чётко соблюдать правила игры, будут понимать финансовую нагрузку на строительство объекта и рассчитывать временные рамки, избегая затягивания и срыва сроков и, соответственно, дополнительных вложений.
Поздравляю всех горожан и коллег с замечательным для нашего любимого города событием и желаю всем новых проектов, процветания и развития!

Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate:
– В первую очередь, я бы до конца реализовал проект намывных территорий, чтобы у города появился нормальный фасад при заходе с моря. На мой взгляд, в этой локации должен быть проект на много лет вперёд, который будет учитывать спрос, ёмкость и поглощение. Я считаю, что за 7-10 лет на намыве можно создать красивую застройку – например, как в Гамбурге или Амстердаме.
Во-вторых, я бы выделил средства, землю и мощности всем оставшимся промышленным предприятиям в черте города, чтобы у бизнеса была возможность перевести производство. Уже сейчас заводов в городе мало, но им действительно нужно помочь. Действующие предприятия не могут перенести производственные мощности, в частности, из-за высокой стоимости переезда и отсутствия подходящих земельных участков, обеспеченных всеми необходимыми коммуникациями.
Ещё, на мой взгляд, Петербургу не хватает пешеходных зон. Поэтому я бы пилотно закрыл для въезда автомобилей часть центра или Петроградской стороны, оставив лишь возможность для проезда общественного транспорта. В этих локациях можно создать точки притяжения для иностранных и внутренних туристов и посмотреть, будет ли этот проект успешным. Например, можно вложить средства в многострадальную Конюшенную площадь и организовать там общественное пространство, где  горожане и туристы могли бы гулять.

Борис Мошенский, генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE:
– Хотелось бы помечтать о таких подарках, как новые трассы и реконструкция старых дорожных сетей в существенно больших объёмах, чем сейчас. Чтобы наш город стал ещё удобнее и лучше. Ведь у нас есть отличные девелоперы, которые строят крупные жилые и коммерческие проекты, но их транспортная доступность и нехватка инфраструктуры остаются проблемой. Поэтому хочется, чтобы сначала были дороги, развязки, магистрали. И пусть ничего не мешает бизнесу создавать уникальные и замечательные объекты для Петербурга.
Отдельная мечта этого года, чтобы в нашем городе возобновился туризм в полном объёме, не только российский, но и международный. Петербург как никто этого заслуживает!

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:
– Если бы имелись ресурсы (больше тех, которыми Петербург располагает сейчас), я бы их направил на модернизацию и развитие транспортной системы города, реставрацию исторического центра, в том числе и ценного советского наследия, а также на строительство мусороперерабатывающих заводов и создание и реконструкцию очистных сооружений. Подарил бы жителям города парк, но это после перечисленного выше.

Руслан Сухий, руководитель Фонда коллективных инвестиций «Рентавед»:
– Если был бы неограниченный бюджет, с огромным удовольствием подарил бы Петербургу проект «НадПетербуржье» – канатную дорогу или монорельс, по которому горожане и туристы могли бы перемещаться над городом. Кабинки были бы полностью прозрачными, в том числе и пол, чтобы пассажиры могли наслаждаться видами Северной столицы. Ведь одно дело, когда ты едешь в метро и ничего не видишь за окном, и совершенно другое, когда передвигаешься над городом, получаешь заряд положительных эмоций, дышишь свежим воздухом, поступающим в кабинку через систему фильтрации. Проект «НадПетербуржье» мог бы значительно разгрузить метро, автомобильные дороги и повысить скорость передвижения по городу. Было бы здорово таким образом соединить ключевые точки города между собой. Например, «Лахта-центр», аэропорт и центр города.
В свою очередь, с большой благодарностью приняли бы от города возможность обустроить плавучее интерактивное пространство для проведения выставок, размещения арт-объектов и создания образовательного центра для юных жителей города.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой»:
– Помню, при Валентине Матвиенко к 300-летию Петербурга горожанам подарили парк с одноимённым названием, который стал настоящей отдушиной для жителей Приморского района. Неплохо бы каждому району сделать такой подарок. В городе не хватает общественных пространств – с парковыми зонами, выходами к воде, спортивными площадками, интерактивной составляющей и пр. Это был бы хороший дар всем жителям города – от мала до велика. И проект кольцевой линии метрополитена тоже неплохо было бы реализовать.
Мы же как строители хотели бы получить чёткие, понятные, зафиксированные во времени правила на рынке недвижимости. Чтобы они перестали бесконечно меняться, и мы могли спокойно работать.

Андрей Ткачёв, генеральный директор АО «Специализированный застройщик «Отель Введенский»:
– Мои пожелания городу скорее нематериальные. Очень хотелось бы, чтобы петербургский бизнес стал ответственным. Это достаточно просто: каждый должен быть заинтересован в корректном отношении к своему окружению, то есть, по сути, к городу. Это не так сложно: организовать озеленение каких-то участков городской территории, более внимательно относиться к потребностям соседей, быть с ними в диалоге. Простой принцип «если можешь сделать что-нибудь – делай» или «теория малых дел» работает и для бизнеса. 
Результат предсказуем – комфортный, яркий, современный город. Тогда подтянутся и средства на реконструкцию исторического центра, и новые необычные форматы и проекты.

Дмитрий Киселёв, заместитель председателя правления «Охта Групп»:
– Я бы подарил чистый воздух, без газов и пыли. Это не только наше с вами здоровье, но и здоровье памятников архитектуры. Вот бы раз – и электрический транспорт побежал по нашим улицам и площадям, поплыл по рекам и каналам… А ещё вся пыль была бы собрана, и новые красивые газоны не давали бы новой пыли подняться.

Денис Качкин, управляющий партнёр Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»:
– Как мне кажется, городу не хватает простых и понятных решений, которые позволят сделать его облик более дружелюбным и комфортным. Это прежде всего удобный современный транспорт, новый подвижной состав, качественная инфраструктура. А в сочетании с нормальной организацией платных парковок и дорогих тарифов это приведёт к оттоку личного транспорта из центра. Я бы точно убрал по возможности все провода, окутавшие питерское небо, отреставрировал и почистил фасады. И, конечно, нужно решение проблемы гетто-территорий вроде «Апрашки», «Конюшни», «Красного треугольника». Это легко достижимо при наличии надлежащего финансового и административного ресурса.

Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI:
– Петербург, казалось бы, и так является одним из центров мирового туризма: сюда едут за уникальной архитектурой, атмосферой, белыми ночами, прогулками по каналам. Это точка притяжения на карте, но «притягивают» в основном исторический центр и дворцово-парковые пригороды.
Необходимость сохранять центр очевидна, причём сохранять не в значении «консервировать», а реконструировать и развивать. И если бы на государственном уровне удалось выработать комплексный подход к этой масштабной проблеме, это был бы один из лучших подарков городу и горожанам, неравнодушным к его судьбе.
Но и создание новых ярких точек притяжения за пределами исторического центра – не менее важно. Будь то общественно-деловые или культурные пространства, коворкинги или музеи, «креативные кластеры» и т. д. Человек может «ночевать» в спальном районе и каждый день ездить на работу в центр, но ему всё равно нужно «третье место», помимо дома и работы, где он мог бы проводить время, отдыхать и общаться. Каждый яркий проект такого формата – это отличный подарок городу, и здорово, что в последние годы они появляются всё чаще. Уверен, что и наш проект реконструкции Левашовского хлебозавода будет одним из самых востребованных. Для нас, девелоперов, возможность реализовывать такие мультифункциональные проекты, в том числе с исторической, культурной, музейной функциями, – тоже своего рода подарок. Пожелаю и себе, и городу побольше таких.