НАШ ЦИТАТНИК: «Если не будет нового шторма, возможно, в 2024-м на рынке недвижимости появится тренд на восстановление..» Борис Мошенский

30 ноября, 06:44

Быстротвердеющий асфальт для ремонта дорог «АБЗ-1» представит весной 2023 года

24 октября в 11:03

Группа компаний «АБЗ-1» разработала прозрачное полимерное вяжущее, с помощью которого можно производить асфальты различных цветов. Это изобретение расширяет возможности ландшафтных дизайнеров и архитекторов при разработке проектов благоустройства, но главное – помогает сделать дороги безопаснее и сэкономить на освещении участков дорог светлых оттенков. Кроме того, АБЗ-1 собирается наладить производство малошумного асфальта и смесей с различными запахами.

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Своими наработками компания поделилась на семинаре для проектировщиков, архитекторов и дизайнеров, посвященном новинкам благоустройства в сфере дорожных покрытий, который прошел в Центре компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды в Петербурге. 

Ведущий ландшафтный архитектор бюро MLA+ Гиляна Бадмаева говорила о мировых тенденциях благоустройства и актуальной российской практике: «Необходимо учитывать климат, рельеф, общественное мнение местных жителей и что территория означает для города, какое место она занимает в зеленом каркасе. 

При этом нужно сохранять существующее биоразнообразие и минимизировать воздействие на окружающую среду. Например, различными комбинациями растений можно изменить микроклимат на участке, создать тень, ощутимо снизить температуру летом и уровень шума». Но, по ее словам, нельзя забывать о балансе водопроницаемых и непроницаемых покрытий. Где-то необходимы непроницаемые поверхности, такие как асфальт, а где-то они нарушат инфильтрацию и не дадут воде просачиваться в почву. Неочищенная влага попадет в водоемы и реки или же необоснованно увеличит нагрузку на канализацию.

Директор по развитию Северо-Западного региона архитектурно-ландшафтной компании Primula Мария Орлова-Шейнер рассуждала об импортозамещении в благоустройстве. По ее словам, санкции коснулись поставок малых архитектурных форм, оборудования для детских площадок и так далее. «Есть вопросы с ввозом готовых материалов и компонентов (красителей, вяжущих, пигментов), а также деталей производственного оборудования, например, для изготовления тротуарной плитки. Последний фактор даст о себе знать через какое-то время. Надо думать про параллельный импорт, работать над логистикой, но при этом все же обеспечивать собственный полный цикл производства», – уверена Мария Орлова-Шейнер. 

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Елена Золотарева, руководитель отдела проектирования компании Bonava, поделилась нюансами ландшафтных концепций в новых жилых комплексах. Например, Bonava изначально планировала уложить на велодорожках резиновое покрытие, но поскольку они пересекались с автомобильными проездами для безопасности был выбран цветной асфальт. 

Руководитель группы ОТН компании GloraX Андрей Шашков говорил об изменившемся подходе к созданию комфортной среды: «Сфера ответственности застройщика уже гораздо больше, чем благоустроенный двор. Мы строим и прилегающие дороги. Пытаемся прийти к тому, что ощущение дома продолжается и за порогом квартиры, стараемся объединять жителей, оборудуем различные комьюнити-центры, площадки для отдыха, которые сами по себе являются арт-объектами». 

Асфальт с историей 

 Об истории и будущем АБЗ-1 рассказал исполнительный директор Михаил Калинин. Оказывается, природный асфальт – очень древний материал, которому уже несколько тысяч лет. Есть упоминания о его применении в древнем Египте и Вавилоне. Добывали этот материал в Мертвом море, а использовался он изначально для гидроизоляции и как клей. В Петербурге, например, природный асфальт впервые применили для гидроизоляции балконов Зимнего дворца, а также при обустройстве территории у Исаакиевского собора. «Компании исполняется уже 90 лет. В 1932 году первый завод открывал Сергей Киров. Так что о дорогах мы знаем если не все, то почти все, и стараемся сделать так, чтобы их функциональность росла», – поясняет Михаил Калинин. Кстати, и сейчас есть неординарные случаи применения асфальта. Например, после его полировки получается красивая и гладкая поверхность. Такие полы используются в том числе в операционных, поскольку их легче содержать в чистоте.

Сегодня асфальтобетонные заводы АБЗ-1 – это сложные и высокотехнологичные производства. Участникам семинара устроили экскурсию на одно из производств компании в Пушкине. Здесь работают два завода суммарной мощностью до 12 тыс. тонн асфальтобетона в сутки. И такой объем обеспечивает смена всего из 14 человек. Одна из установок уже полностью не зависит от санкций, второй осталось перейти на отечественное программное обеспечение, что произойдет зимой. При этом можно быстро менять рецептуру. В сутки заводы выпускают от 20 до 50 разновидностей асфальтобетона. На площадке имеется дробильная установка, многочисленные склады, производства эмульсии и полимерно-битумного вяжущего, которое также продается сторонним покупателям. Есть своя ремонтная база, современная лаборатория и т. д. 

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Светлый путь 

 Разработанное в компании бесцветное полимерное вяжущее позволяет выпускать асфальтобетон практически любого цвета. В первую очередь его используют для обозначения участков, требующих особого внимания, – парковок, пешеходных и велодорожек и т. д. Это общемировой тренд – выделенная цветом велодорожка не только эстетична, но и более безопасна.

Но у цветного асфальта есть и другое преимущество – чем светлее оттенок, тем больше света отражает покрытие, а значит, для освещения такого участка требуется меньше светильников. «Разница заметна даже с красным асфальтом, не говоря про светло-серый, белый, бежевый, розовый или желтый. 

Такие цвета помогут снизить потребление электроэнергии на освещение и устанавливать меньше опор для светильников. Сейчас мы работаем с проектировщиками, планируем сделать опытные участки, которые бы позволили измерить освещенность во все времена года. 

В Европе такой опыт уже есть. Особого ухода покрытие не требует, но, чтобы сохранить яркость, дороги надо регулярно очищать», – отмечает Юлия Романенко, заместитель руководителя научно-исследовательского центра АБЗ-1.

Выпуск цветного асфальта компания уже освоила. Он использовался на многих объектах в Петербурге. А сейчас ведется разработка люминесцентного асфальтобетона, которого в России еще никто не делал. Специальные добавки аккумулируют свет днем и отдают ночью. Все ингредиенты безвредны для экологии в целом и человека в частности, а гарантийный срок службы такого покрытия не отличается от обычного асфальта. По словам Юлии Романенко, сейчас проходят испытания, которые должны в том числе подтвердить, насколько такое покрытие будет эффективно в Петербурге зимой, когда солнца почти нет. 

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Без шума, но с ароматом 

 В компании также придумали асфальт, который, пока не остынет, пахнет не битумом, а фруктами или цветами. Такие смеси особенно актуальны, если укладывать дорожное покрытие в летнюю жару, в безветрие или в плотной застройке, например, во дворах или на узких улочках, где запах битума может всерьез досаждать окрестным жителям. Кроме того, асфальт надо доставить к месту укладки, пока он не остыл, поэтому много асфальтобетонных заводов расположено в промзонах в городской черте, к которым жилая застройка подходит все ближе. 

«Разрабатывая эту технологию, мы думали и о тех, кто живет недалеко от наших производств, поскольку асфальтобетон имеет специфичный запах не только в момент укладки, но и при производстве. Отдушки, которые мы добавляем, не только перекрывают запах битума и придают ему приятный аромат, но и позволяют снизить выбросы вредных веществ. Аромат сохраняется не только во время укладки, но и при производстве и транспортировке. Сейчас мы можем производить асфальтобетонные смеси с ароматом клубники, ванили, малины, абрикоса и розы. Хотя на недавней выставке нас просили сделать асфальт с запахом копченой колбасы», – рассказывает Юлия Романенко. 

Добавить ароматизатор в смесь – дело нехитрое, но на их разработку и подбор ушел не один год. Есть легколетучие и «тяжелые» ароматы, те, что не раскрываются при высоких температурах, и т. д. Да и просто найти аромат, который бы перекрыл запах битума, уже сложно. 

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Еще одна «зеленая» технология, освоенная компанией, – это малошумный асфальт, в производстве которого используются старые автомобильные покрышки. Юлия Романенко поясняет, что это не просто разрезанная резина, а химически и механически активированный резиновый порошок, полученный из раздробленных утилизированных покрышек. Есть и другие тонкости изготовления такого покрытия. Смесь довольно сложная, и далеко не каждый завод сможет ее произвести. Кроме того, при укладке такой асфальт иначе уплотняется: нужно по-другому выстраивать ряд катков и менять число их проходов. 

При правильном подборе типов и марок асфальтобетонных смесей и при соблюдении технологической дисциплины уровень шума реально снизить на 2-6 дБ. Цифра вроде бы не очень большая, но в реальности разница будет очень заметной. При приличной скорости движения автомобилей человек ощущает снижение уровня звука на 2 дБ как общее снижение шума окружающей среды в два раза. Есть несколько пробных участков с таким покрытием, в том числе на ЗСД, при движении на юг у пункта оплаты в районе Благодатной улицы. Тестовые объекты уже отслужили больше гарантийного срока, но технология еще дорабатывается, проводятся наблюдения, и на свободном рынке этот продукт появится в следующем году. 

Пломбы для дорог 

 «Холодный» асфальт известен дорожникам многие годы. Его используют для срочного ремонта, особенно в зимнее время, когда асфальтобетонные заводы не работают. «Холодный» асфальт не надо разогревать, но чтобы материал набрал прочность, нужно от одного дня до нескольких суток, что в условиях «ямочного» ремонта, особенно зимой, обеспечить сложно.

АБЗ-1 разработал свой «холодный» асфальт – водоотверждаемый. Он стабилизируется в яме и становится очень прочным уже через 30 минут, при этом «активируется» материал водой.

Его можно использовать при температуре до –10 °С. А чтобы вода не замерзала, в нее можно добавлять, например, спирт – технология изготовления «незамерзайки», хорошо известная советским автомобилистам. «Состав этой смеси – коммерческая тайна. Сейчас мы ее тестируем, проводим испытания на опытных участках, которые успешно пережили одну зиму, и получаем все необходимые сертификаты с тем, чтобы выйти с этим продуктом на рынок весной», – поясняет Юлия Романенко. 

Фото: группа компаний «АБЗ-1»
Фото: группа компаний «АБЗ-1»

Реклама / ГК «АБЗ-1» / www.abz-1.ru