НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 18:12

Торговля с настроением

7 декабря 2015 в 05:40

Российская делегация вернулась с международной выставки MAPIC 2015 в Каннах. Она традиционно служит площадкой для встреч и переговоров девелоперов торговой недвижимости с ритейлорами со всего мира. В этом году в ней участвовали 8400 специалистов из 74 стран, из них 2400 ритейлоров.

Впервые на MAPIC в этом году появились девелоперы, инвесторы и представители торговых сетей из Ирана, Туниса, Словакии. Все отметили активность Турции. Около 40 ритейлоров из этой страны выкупили место для общего стенда. Страной почета стали США. Численность нашей делегации заметно уменьшилась по сравнению с прошлым годом, когда страной почета была Россия. Тем не менее в Канны прибыли почти 600 представителей бизнеса из Москвы, Петербурга, Тюмени и других регионов. Свои стенды на выставке разместили 19 компаний (в прежние годы было 30–40 стендов). Впервые на MAPIC показали комплексы «Ривьера» и «Авиапарк», свои проекты привезли «Юлмарт» и Capital Group.

Ключевыми темами выставки стали развитие развлекательной составляющей в торговых объектах, возможности временных торговых площадок (pop-up stores), взаимодействие обычных ТЦ с онлайн-ритейлорами. В развитых странах проявления рецессии не столь глубоки, как в России, однако и там заинтересованы в том, чтобы пустующих площадей было меньше, а поток посетителей рос. Поэтому площадка Retailtainment (retail+entertainment) с ее мастер-классами и презентациями стала одним из основных магнитов форума. Для отечественных девелоперов особенно актуальной оказалась тема детского обучения и развлечений. Российский потребитель, чьи доходы за 2014–2015 годы упали на 10,6%, а предпочтения с бренда «средний+» сместились на «эконом», на детях будет экономить в последнюю очередь.

«В этом году все, что связано с детской тематикой, на выставке выделили в особую секцию, это помогало взаимодействовать с операторами, — комментирует Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG и председатель Экспертного совета РГУД по редевелопменту. — Кроме этого, мы расширяли круг знакомств с архитекторами, искали новые для себя имена. У нас немало запросов на привлечение в российские проекты иностранных архитектурных бюро. Еще одной важной темой стало сотрудничество с компаниями, которые занимаются геомаркетингом: расчетами, связанными с товарооборотом, уникальными зонами охвата ТРЦ, а также поставкой программных платформ для такой аналитики».

Российская часть деловой программы началась совместной конференцией RRG и Retailer.ru, где обсуждались методика определения «белых пятен» для торговых центров и ритейлоров, новинки в разработке маркет-планов, изменение потребительских предпочтений и возможности технологии smart brokerage. Для RRG выставка в Каннах в этом году совпала с 10-летием компании. Поездку на форум фирма организовала в форме автопробега, посетив по дороге несколько торговых объектов в Варшаве и Берлине (см. материал на стр. 4).

«Нам важно было увидеть, как провели в Польше реконцепцию ТЦ, запущенных в начале 2000-х, как оптимизировали торговое пространство, — рассказывает Эвелина Ишметова. — Неожиданным решением было включение многопрофильной поликлиники в ТРЦ Blue City. Я увидела новый для себя формат аутлет-сити — торговой зоны, которая развивается как часть обычного города с жильем, ресторанами и пр.». Остальным участникам MAPIC юбилей RRG принес одни плюсы. В этом году вечерних мероприятий в программе выставки было совсем немного, а команда RRG захватила с собой настоящий казан и организовала для коллег плов-party, что помогло разрядить атмосферу общей европейской экономии.

«За год все уже пришли в себя от первого шока и понимают, что текущий экономический контекст — это надолго, — констатирует Марина Рыбина, директор по развитию бизнеса компании SRV 360.  — В нем придется жить и работать. И ритейлоры, и девелоперы демонстрируют более высокий уровень ведения переговоров и бОльшую готовность находить общие точки взаимодействия. В ближайшие годы нам всем предстоит искать форматы, которыми еще можно удивить посетителя. ТЦ внедряют развлекательные функции, хотя с точки зрения арендных ставок они менее выгодны девелоперу».

SRV 360 на своем стенде представила два проекта — 4DAILY в Мытищах и «Охта Молл» в Петербурге. Оба будут запущены в наступающем году. По словам г-жи Рыбиной, компания провела на выставке около 60 встреч с потенциальными арендаторами.

Традиционный для второго дня выставки «Русский завтрак» также был посвящен проблемам заполнения пустых пространств в торговых центрах и не оставил ощущения безнадежности. Девелоперы готовы к нестандартным решениям, ритейлоры — к риску.

«Мы представляли проект аутлет-центра в Котке (Финляндия) с гостиницей, барами, ресторанами, развлекательной зоной, который ориентирован и на россиян, и на финнов, — рассказала Вера Сецкая, президент GVA Sawyer. — Я была приятно удивлена количеством российских брендов, готовых выйти в Европу. Мы провели переговоры с их представителями. Их волнует специфика ведения бизнеса в Финляндии, налоговая система, операционные вопросы. Такое стремление к расширению торговых сетей говорит о том, что они чувствуют себя уверенно, даже несмотря на кризис».