НАШ ЦИТАТНИК: «Доля ипотечных сделок в I квартале 2024-го, конечно же, снизилась: на 7% по сравнению с I кварталом 2023-го. Но мы уже видим, что банки вновь смягчают условия, поэтому считаем, что во второй половине года доля продаж по ипотеке вновь начнет расти...» Наталия Коротаевская

16 апреля, 18:18

На рынке образовался избыток денег

29 апреля 2019 в 05:05

Максим Левченко о возможностях инвестиций в торговую недвижимость в периоды кризиса.

«У нас нет никакой инвестиционной стратегии, я не могу назвать себя инвестором, у нас больше «фермерский» подход. Когда случались кризисы, наступали тяжёлые времена, мы видели для себя возможности, связанные с тем, что активы можно покупать за относительно вменяемые деньги. Естественно, мы всегда хотели выйти на рынок Москвы, но здесь не то что не купить торговый центр, здесь даже ларёк продают по цене торгового центра в спальном районе Петербурга.

Что мы делаем? Мы приобретаем «плохие» активы, где можно добиться хорошего результата за счёт тонких настроек и разного рода редевелопмента. Они работают, но с какими-то сложностями.

Не надо строить, потому что строить в России очень сложно. Придётся собирать миллион разных документов, проходить инстанции и т.п. Если всё делать по науке, ничего построить не выйдет. А так можно довольно быстро переделать и создать какой-то новый интересный продукт.

Иностранцев на рынке почти не осталось. Иностранные деньги сейчас замещают российскими. За последнее время на рынке образовался избыток денег. Они, конечно, под ногами не лежат, но они где-то есть. Квазигосударственным компаниям эти деньги некуда потратить – на Запад они уже не могут уйти.

Соответственно, эти деньги будут вкладываться в том числе в торговую недвижимость, это рынок более-менее стабильный. Если ритейлер обанкротился, у него остались одни штаны и ботинки, а если девелопер – то стенки и площади, которые можно всегда реализовать.
Два слова про инвестиционный рынок, хотя я его даже не могу инвестиционным называть. На месте частных инвесторов я бы сам не стал вкладываться в коммерческую недвижимость.

Потому что ритейл, если говорить о торговых центрах, требует очень чуткого управления. Нужно постоянно с этим жить, этим управлять и по сути принимать решения с горизонтом один-два месяца: дать скидку арендатору, не дать, поменять арендатора или не поменять и т.п. Самое крутое, что может быть, – горизонт прогноза год, а так мы прогнозируем нашу деятельность на два-три месяца вперёд. У тех, кто может в таких условиях жить и работать, есть хороший шанс встать и окрепнуть, завоевать рынок».

Об этом рассуждал Максим ЛЕВЧЕНКО, управляющий партнёр Fort Group, на выставке MAPIC 2019.

Фото: MarketMedia