НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 03:03

Из коливинга в self-storage

5 февраля 2020 в 08:50

Новые форматы доходной недвижимости продолжат наступление на рынок, несмотря на ситуацию в экономике и нарастающую конкуренцию, решили участники BestBreakfast.

Новые форматы доходной недвижимости продолжат наступление на рынок, несмотря на ситуацию в экономике и нарастающую конкуренцию, решили участники BestBreakfast.

Речь шла о креативных пространствах, апарт-отелях, коливингах, кампусах, образовательных пространствах, коворкингах, складах self-storage и пр. Наиболее ярко сейчас развиваются гастромаркеты и фуд-холлы, которые предлагают потребителям разные кухни на одной площадке, отмечает Николай Антонов, генеральный директор УК «МТЛ». Сейчас в Москве работают 20 гастропроектов, в Петербурге – пока девять (Василеостровский рынок, Долгоозёрный, Eat Market в «Галерее» и пр.), причём все они открылись в 2019 году.

Самый понятный и уже сложившийся на рынке формат – сервисные апартаменты. В 2020 году общий номерной фонд сервисных апартаментов дойдёт в Петербурге до отметки 13 345 номеров, а в 2023-м достигнет 23 800 юнитов, что сопоставимо с фондом городских гостиниц. В Петербурге появляется всё меньше несервисных апартаментов, «псевдожилья», поясняет Николай Антонов. Один из трендов – уменьшение обещаемой собственникам апартов доходности до 10–12% годовых. 

Отдельно эксперты отмечают развитие коворкингов. Сегмент развивается в Лондоне, где их открывается заметно больше, чем в Берлине или Париже, не говоря уж про Москву и Петербург. По словам Николая Антонова, в Петербурге зафиксирована отрицательная динамика открытий:  маленькие и несистемные объекты закрываются. Хотя спрос на места в коворкингах Петербурга превышает предложение на 70–90%, их заполняемость находится в районе 60–80%. «Коворкинги не заполняются, потому что коворкинг – не просто рабочее место. Резидентам нужен нетворкинг, связь между предпринимателями, которые не каждый объект может предложить», – рассуждает Андрей Лушников, глава ГК «БестЪ». «Мало дать стол и стул, коворкинг – это про общение и атмосферу, надо дать entertainment», – подтверждает Аня Саркисьянц, главный дизайнер и основатель студии Designic. Спрос и предложения сейчас неосознанны, поясняет дисбаланс между спросом и предложением на рынке коворкингов Антон Декстер, заместитель председателя совета директоров, финансовый директор ГК RAUM: «Кто-то переформатирует свои невостребованные площади, многие пытаются произвести инвестиции на хайпе». 

«Мы открыли один из первых коворкингов в Петербурге, и сначала было очень страшно, – рассказывает Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management. – Но после трёх объектов, после примерно 5000 кв.м модель коворкинга начинает работать, до этого нужно сильно затянуть пояс и терпеть». 

Участники BestBreakfast дополнили список новых форматов. Так, руководитель проектов КОТ компании «Строительный трест» Анзор Берсиров рассказал о растущей популярности соседских центров, которые, по сути, тоже являются коворкингами. «Мы уже обсуждаем варианты специализированных коворкингов, например, которые предоставляют условия для работы мам с детьми. Цифровизация позволяет делать это удалённо. Нужно создать им условия для работы на час-два в день», – говорит г-н Берсиров. 

Несмотря на бурное развитие и популярность, новым форматам не удастся потеснить давно существующие. «Классические офисные и торговые объекты и отели меняться не будут, но их станет теснить всё новое», – считает Алексей Шаскольский, заместитель руководителя департамента оценки ООО «Институт проблем предпринимательства». «Мы не «страдаем» коворкингами, у нас нет свободных помещений, которые простаивают и над заполнением которых надо думать», – комментирует Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор».

Организаторы завтрака: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал».
Партнёры мероприятия: «Стройэксперт», компания «Statio. Эффективные офисные интерьеры», студия Designic, «ДомОдет», «Гласскон», «Авантел», «ТОП-Сервис», при поддержке Arendator.ru и газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».