НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 06:07

В новом Генплане инфраструктура нарисована «без домыслов»

26 мая 2020 в 14:11

«В новом Генплане люди увидят инфраструктуру точно, без домыслов: если нет перехода или развязки, то их и не будет», – заявляет руководитель ЭКОМ Александр Карпов.

Смольный вынесет на общественные обсуждения новый Генеральный план Петербурга – проект развития города до 2048 года. Документ стал подробнее: в нём перечислены будущие тоннели, развязки, пешеходные переходы. Руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ», эксперт Комиссии ЗС по городскому хозяйству Александр Карпов поясняет важные детали и рассказывает о том, как горожане – от застройщиков до активистов – могут поучаствовать в  формировании Генплана. 

– Как будет развиваться город? Какие, к примеру, ожидаются новые станции метро?

– В новом варианте есть ветка метро в Кудрово, нарисованы и другие линии подземки. Это выглядит красиво, но, мне кажется, обсуждать всерьёз рано, пока нет понимания, кто и за какие деньги будет это метро строить. 

Самое главное, что теперь на картах видны все задуманные объекты регионального значения: транспортные развязки, вестибюли метро, аэропорты, большие спортивные центры, электроподстанции, очистные и т.п. Год назад Законодательное собрание утвердило закон, обязав всё это вносить в Генплан. 

В частности, мы добились, чтобы в Генплане отображали подземные и надземные пешеходные переходы. Теперь на слушаниях люди увидят будущую дорогу «без домыслов», например, нарисована улица непрерывного движения, без разноуровневых пешеходных переходов. Круто. Есть что пообсуждать. (NSP подробно писала о нестыковках, которые активисты нашли в проекте ВСД. – ред.

Пока непонятно, насколько реалистичны крупные объекты и общие объёмы строительства с точки зрения затрат. Мы в Комиссии по городскому хозяйству будем готовить альтернативную оценку. Её можно провести, зная, к примеру, среднюю стоимость строительства километра дороги определённого класса. Но для этого как раз и нужно видеть все компоненты проекта. Например, если город хочет проложить большую магистраль,  сразу должно быть понятно, сколько на ней будет надземных или подземных переходов, развязок, тоннелей и пр. На комиссии по Генплану мы уже поправили несколько несуразностей, когда трамвай «перескакивал» через КАД или ЗСД, а путепровод не нарисовали.
А следовательно, он не учтён в оценке стоимости проекта. И если мы понимаем, что магистраль требует заоблачных миллиардов рублей, а выигрыша в скорости передвижения по городу не даёт, может, нужно что-то подешевле? Например, развивать сеть городских улиц? 

– Будут ли отображены в Генплане выделенные полосы общественного транспорта?

– Нет, хотя такое предложение рассматривалось. Договорились, что будут все дороги, по которым может ходить общественный транспорт. Когда их нарисовали, обнаружилось, что некоторые улицы не соответствуют требованиям. Возникает вопрос об их реконструкции, которая тоже должна быть зафиксирована в Генплане. 

– Горожан волнуют планы по созданию мусоросжигающих и сортировочных предприятий...

 – Все объекты переработки отходов показаны на картах. Кроме карт, будут таблицы, из которых можно узнать, сортировка запланирована на конкретном участке или утилизация, увидеть сроки строительства, мощности и т.п. Комитет по благоустройству запланировал перерабатывающие предприятия на многих городских площадках. Они перечислены в проекте территориальной схемы обращения с отходами (NSP подробно описала схему и опубликовала перечень участков под мусороперерабатывающие предприятия). Когда специалисты КГА готовили новый Генплан, часть будущих заводов-сортировок перенесли из-за протестов жителей. На Астрономической улице в Ломоносове площадка теперь максимально далеко от жилья. Но зато она оказалась близко к границе с Ленобластью, и ещё неизвестно, как в соседнем субъекте это воспримут. Из Сестрорецка площадка перемещена в промзону Белоострова. Разумное решение, но поток мусоровозов может вызвать недовольство жителей соседних зон индивидуальной застройки. В Красногвардейском районе запланирована мусорная площадка на оси Муринского парка за железной дорогой. По этому поводу уже много недоумений.

В целом вопросов больше, чем ясности. Вот мы знаем из проекта территориальной схемы, что Комитет по благоустройству хочет перерабатывать почти весь городской мусор на заводах компании МПБО-2 в Янино и на Волхонке. Зачем тогда лоббировать мусороперерабатывающую площадку в Левашово? Никто не может ответить.

– Из каких разделов и частей состоит Генплан? Это будет пакет схем, описаний?

– Это будет набор карт с послойной разборкой: зонирование, объекты разных видов. На разных картах будут показаны транспорт, энергетика, теплосети, «социалка», зелёные насаждения и т.д. 

– В 2020 году не будет очных общественных слушаний, поправки и замечания придётся  подавать онлайн. Когда опубликуют проект к обсуждениям, это будет огромный архив электронных документов. Как с ним работать?

– Я предлагаю такой алгоритм: берём конкретную интересующую вас территорию (лучше небольшую, несколько кварталов) и смотрим на этот участок на всех слоях. На картах с транспортом, с теплосетями, с зелёными насаждениями и т.п. Смотрим в таблицы и выписываем параметры: мощность завода, вместимость школы, пропускная способность улицы и т.д. В итоге складывается картинка того, что на вашем участке построят, почему именно в этом месте, как будет обеспечена транспортная и прочая доступность.

Мы уже попробовали несколько участков таким образом проанализировать. Каждый раз выясняются удивительные детали. Например, в некоторых местах (на Комендантском проспекте и не только) новая линия трамвая будет дублировать новое метро. Подозреваю, что схемы трамвайных линий и метрополитена готовили отдельно и их просто недосогласовали.

Ещё пример: бассейн с площадью чаши 1800 кв.м в зоне ИЖС. Не очень понятно, зачем он там такой большой? Возможно, его нарисовали, чтобы выполнить нормативы градостроительного проектирования.

Когда мы выловим всех этих мух размером со слона, выявится много случайно нарисованных, необоснованных, устаревших объектов. 

– Есть какие-то важные нюансы, которые нужно помнить при анализе и подготовке поправок?

– Важно понимать, что в Генплане не будут отражены некоторые значимые для людей объекты: детские сады, школы вместимостью менее 825 мест и т.д. Они считаются недостаточно крупными и уникальными, чтобы выбирать им место в Генплане. Так что если вы не видите на карте обещанный детский садик, это ещё не повод для паники, место для него надо искать в проекте планировки территории. (Полный перечень видов объектов, которые должны отображаться в Генплане, есть в специальном законе. – NSP.)

Но если уж какие-то виды объектов в Генплане отображены – построить можно будет только то, что нарисовано. Те же надземные и подземные пешеходные переходы: нет в Генплане – нельзя обустроить.

Профильным специалистам и ассоциациям полезно было бы оценить «свои» объекты по всему городу. К примеру, яхтсменам и водномоторникам рекомендую проверить, достаточно ли территорий запланировано под инфраструктуру для судов (она в разделе внешнего транспорта). Мне кажется, что мало.

– Документ согласован с представителями Ленобласти? Возникнет много вопросов в приграничных районах: Мурино, Кудрово, Новоселье и т.п. Законодательство позволит, например, муниципальному депутату из Мурино подать поправки?

– На заседании комиссии по Генплану представители Ленобласти не присутствовали. Депутат не сможет подать предложения, если он не зарегистрирован в Петербурге или не владеет здесь недвижимостью. Но, наверное, могут быть рассмотрены предложения от органов местного самоуправления. Хотя могут возникнуть сложности, федеральный закон эти нюансы не заметил...

– Последнее время слушания по Генплану проходили каждые два-три года. А после того, как этот фундаментальный документ примут, когда его будут в следующий раз пересматривать?

– Есть вероятность, что уже через год. Во-первых, выявится много противоречий. Не могу обвинять в этом разработчиков, это документ следующего поколения, он сложный, мы ещё не научились с таким работать. Во-вторых, ожидаю, что после эпидемии изменятся параметры социально-экономического развития Петербурга, в первую очередь это коснётся внешнего и внутреннего транспорта, а также здравоохранения. 

– Будут ли консультации, можно ли будет задать вопросы разработчикам перед общественными обсуждениями?

– Обязательно. Без консультаций Комитета по градостроительству и архитектуре, НИПЦ Генплана этот документ понять невозможно. Новая система значков для предприятий, развязок и т.п., обновлённый реестр функциональных зон. Он интуитивно понятен, но пока за ним нет градостроительных регламентов. Будут задавать вопросы чиновники районных администраций, муниципалы, жители, все-все-все. Так и должно быть, это нормально.

СПРАВКА

Генеральный план – документ долгосрочного развития города. В нём на годы вперёд прописаны схемы размещения дорог, развязок, важных объектов. Для каждой территории установлены функциональные зоны – прописано, что в данной локации можно строить, а что нельзя. Правила создания Генплана установлены в Градостроительном кодексе РФ.