НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 09:18

Какие интересные пространства для общения возникают в жилых, офисных и торговых центрах? Какими «фишками» их можно наполнить?

10 сентября 2017 в 20:00

Замминистра строительства Андрей Чибис заявил: при реализации городских программ благоустройства нужно помнить о людях старшего возраста, которые страдают из-за нехватки столов для домино. «Люди хотят общаться», — сказал г-н Чибис и напомнил о позитивном опыте создания «шахматных домиков» для пенсионеров. Своим мнением с NSP поделились Светлана Денисова, Петр Буслов, Николай Крутов, Алексей Васильченко, Николай Гражданкин и др.

Вам или вашим сотрудникам приходилось получать жалобы на отсутствие столов для домино от новоселов, арендаторов бизнес-центров и посетителей торговых комплексов? Чем еще можно развлечь (и привлечь) пенсионеров? Каких форматов для общения не хватает существующим и новым кварталам и дворам? Какие необычные и интересные объекты инфраструктуры и благоустройства вы видели у нас или за рубежом? А что оригинального есть в ваших проектах (детские, спортивные площадки, прогулочные зоны и клумбы не в счет)? Может быть, столы для пинг-понга, площадки для игры в городки, петанк или беседки для покера? Какие интересные пространства для общения возникают в офисных и торговых центрах и какими «фишками» они могут быть наполнены?

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:

– У нас в ЖК «Буржуа» был мини-гольф, сейчас в «Премьер Паласе» будут причалы для легкомоторных катеров, в «Графе Орлове» на детской площадке — карусель с орловскими рысаками, а в «Лондон Парке» — вишневый сад, уже посадили 60 деревьев! Дальше, как вы понимаете, нет предела совершенству: можно варить вишневое варенье, можно ставить Чехова, а можно делать чаепития со специальными тортами «под вишню», можно делать ее пьяной или/и зимней, кому как больше нравится! Ну и переименоваться в «Лондон Сад», естественно, с последующим посылом сюда всех Фирсов пенсионного возраста и прочих неприкаянных…

Светлана Денисова,
начальник отдела продаж «БФА-Девелопмент»:

– У всех вызывает умиление, когда во Франции в основном люди старшего поколения играют в петанк на улицах. Это такая неотъемлемая черта французской жизни. Так пусть обустроят места, чтобы наши старики могли бы на улице рубиться в «козла», многие из них с юмором поддержали бы эту идею. Столы для домино много места не потребуют, а удовольствие людям доставить могут. Я считаю, что это занятие ничуть не хуже, чем сетевые игры для молодежи. Но идея актуальна для старых кварталов, а не для молодого динамичного населения новых микрорайонов. Мы предусмотрели столы для настольного тенниса в ЖК «Огни залива». Мне же всегда нравились крупные парковые шахматы, огромные и живописные. Они уместны в комплексе со скамейками, хорошей зеленью, чтобы сама среда располагала к длительному времяпрепровождению.

Лидия Пашнова,
директор по маркетингу и PR ИСГ «Сплав»:
– Да, к сожалению, современный быт не способствует общению соседей вне квартир. Люди разучились совместно проводить досуг. В этом плане повезло владельцам собак: на прогулках общаются как животные, так и хозяева. Прямо целые клубы по интересам организуются. Поэтому при организации городских программ благоустройства просто необходимо предусматривать зоны, где можно было бы спокойно выпускать домашних питомцев порезвиться, пока их хозяева общаются. Вот в Европе такие выгороженные площадки я лично видела.

Петр Буслов,
руководитель группы маркетинга ГК «ЦДС»:
– В Скандинавских странах в составе кварталов часто встречаются различные социальные, объединяющие жителей активности, например так называемые комнаты для жителей. Это специальные помещения во дворе, где люди могут проводить праздники и просто встречаться для общения.

Также в Европе в составе жилых комплексов нередко предусматривают площадки для барбекю, игры в петанк, напольные шахматы и т. д. В Петербурге таких коммуникативных историй, когда жители собираются во дворе и проводят вместе время, пока нет. Думаю, их появление — это вопрос трех — пяти лет. Сейчас же российские застройщики в основном предусматривают в своих проектах зоны work out с тренажерами. Это уже повсеместное явление. Но тенденция на создание коммуникативных пространств уже наметилась. Постепенно от домов класса «комфорт+» она будет проникать в более массовые проекты. Это правильная концепция. Твой дом — это ведь не только квартира, но и двор, куда приятно выйти и пообщаться с соседями.

Николай Крутов,
член совета директоров СК «Норманн»:
– С жалобами на отсутствие столов для домино сталкиваться нашей компании не приходилось. Пенсионеров можно привлечь обустроенными зонами отдыха, беседками, скамейками. Сейчас они общаются в основном возле детской площадки, наблюдая, как играют внуки. Приквартальное благоустройство подразумевает ограниченный перечень обязательных объектов. Обычно делают газоны, сажают кусты, оборудуют детскую площадку. 

Если внесут в перечень места отдыха для пенсионеров, мы их будем обязательно делать, это улучшит комфортность среды. Но и квадратный метр подорожает — не все будут этому рады. Здесь есть поле для сотрудничества с муниципалитетами, у которых предусмотрены бюджеты специально для обустройства внутриквартальных территорий.

Из наиболее запомнившихся объектов благоустройства — в Швеции полностью деревянная набережная от подъезда к дому до спуска к воде.

Мы строим для людей, которые берут свое первое жилье. Мы понимаем, что наши клиенты хотят платить за то, что действительно необходимо: комфорт, безопасность, ощущение свободы и независимости. Поэтому мы внимательно следим за пожеланиями клиентов, но пока острой потребности в столах для пинг-понга не видим.

Николай Гражданкин,
начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:

– В нашем ЖК «Новый Оккервиль» около 65% покупателей — семьи с детьми. Естественно, при организации дворовых пространств мы ориентируемся прежде всего на их потребности и строим тематические развивающие площадки для детей (например, площадка ГИБДД, корабль в парке и пр.), велодорожки, спортивные площадки с уличными тренажерами. Кстати, на тех же уличных тренажерах с удовольствием занимаются люди старшего поколения, не менее востребованы у них и столы для настольного тенниса.

Кроме того, сейчас мы создаем концепцию для центральной площади «Нового Оккервиля», которая расположится между I и V очередями проекта. Она должна стать центром притяжения для жителей микрорайона, местом для встреч и совместного досуга.

Оксана Федулова,
директор по маркетингу и рекламе FORTGROUP:
– Практика создания в больших городах open space — открытых общественных пространств — давно существует в Европе, где еще на стадии проекта застройки муниципалитетам выделяют средства для формирования подобных зон между коммерческими объектами, то есть во дворах, парках, скверах, в зонах досуга и отдыха горожан. В России часто это делается по остаточному принципу, нередко как обременение для девелопера. Конечно, мы все чаще видим проекты с комплексным развитием жилых территорий.

Однако их немного, и они не решают проблемы нехватки общественных пространств. Создание инфраструктуры должны курировать городские власти. Особенно это актуально для спальных районов, где много пожилых людей. Это могут быть не только доски для домино или шахмат, но и организованные зоны отдыха в парках, пешеходные дорожки с освещением и архитектурными формами для прогулок и иные форматы, учитывающие особенности питерского климата.

Возвращаясь к опыту Европы, одним из механизмов может стать договор концессии между государством и частным инвестором, когда они совместно развивают территорию, предусматривая на ней как коммерческие, так и некоммерческие площади.

Кристина Никитина,
руководитель PR-отдела группы «ЯРД»:
– Во дворе моего дома муниципальная власть организовала хорошую большую площадку для взрослых и детей. Там, в частности, есть беседка, которую создатели, возможно, задумывали как место для отдыха людей старшего возраста. За последние пару лет я там ни разу не видела пенсионеров, зато каждый вечер наблюдаю молодых людей с алкоголем и один раз даже с шашлыками. Поэтому вопрос о строительстве инфраструктуры для старшего поколения, на мой взгляд, лежит несколько в иной плоскости.

Мне кажется, что у нас в городе слабо развиты досуговые центры для людей, выходящих на пенсию, так называемые клубы по интересам. Это возможность не просто играть во дворе в городки, а находить собеседников, имеющих схожие интересы. Тем самым можно повышать социализацию тех, кто отходит от насыщенной трудовой деятельности. Так люди не будут себя чувствовать выброшенными из активной жизни.

Александр Кириятских,
руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group:
– В наших проектах ничего революционного нет, те же спортивные и детские площадки, зоны отдыха. Среди интересных находок можно отметить площадку для барбекю в МЖК «Ижора Сити», где жильцы могут проводить как семейные праздники, так и встречи с соседями.

В офисных и торговых центрах интересным решением становятся кафе, в которых проходят арт-выставки. Примером может стать БЦ «Невский Атриум», известно также, что в «Невской Ратуше» запланировано большое пространство под всевозможные культурно-выставочные мероприятия. Это как раз те точки, которые позволяют объединить людей, работающих в одном здании или приходящих в ТЦ за покупками.

Андрей Хитров,
генеральный директор компании EKE в России:

– Среди наших покупателей крайне мало пенсионеров. Мы строим большие квартиры для семейных людей, которых больше волнуют пространства для детей. Конечно, в нашем проекте есть скамейки и беседки, но они предназначены для всех. Вообще идея столов для домино мне нравится, поскольку напоминает детство. Самые передовые в создании пространств и возможностей для пожилых людей, наверное, Япония, Китай и Корея. Там много над этим думают, особенно при планировании общественных пространств и парков. Лучше это удается в пригородах. Большие города плохо приспособлены для пожилых людей в принципе.

В бизнес-центрах люди общаются в лобби, спортзале или кафе. Но большой город предоставляет столько разных возможностей встретиться, а новое поколение зачастую и не нуждается в личном контакте, много времени проводя в социальных сетях. Поэтому при проектировании пространств не так просто предугадать, куда пойдут люди. Даже в Финляндии сауна как традиционное место для общения, в том числе и неформально-делового, постепенно теряет свое значение. Стандартным пространством для встреч остаются места, куда сотрудники компаний выходят покурить.

Алексей Васильченко,
генеральный директор ОАО «Региональное управление оценки»:
– На мой взгляд, Петербургу не хватает зон отдыха, ориентированных на пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Такие зоны, предполагающие возможность заниматься спортом, играть в игры, нетривиально проводить досуг, все больше распространяются во всем мире. Хороший пример — испанский развлекательный парк «Терра Митика» в Бенидорме, где много внимания уделено ландшафтной организации пространств и сглаживанию рельефа естественных склонов.

Другой пример — парк водных аттракционов Morgan Inspiration Island в городе Сан-Антонио, штат Техас, спроектированный для максимального доступа всех, кто волею судьбы оказался ограничен в своих физических возможностях. Большинство водных аттракционов имеет быструю регулировку температуры воды, детально проработана инфраструктура всех элементов, обеспечен доступ к бассейнам, горкам и аттракционам для инвалидов-колясочников.