28 марта, 18:58

Деньги, карты, контролёр

23 июля 2018 в 07:50

«Уважаемый Д.Ю.! В это время Вы обычно направляете N-ю сумму гражданину Х. 
Не желаете ли сделать этот платёж автоматическим?» Такие СМС-ки я регулярно получаю от Сбербанка на протяжении последнего года. Насколько мне известно, не я один.

С одной стороны — ура-ура, всё для клиента, и вообще по части электронного банковского сервиса мы давно обставили старушку Европу. Но с другой… А какое, собственно, банку дело, кому и зачем я перевожу относительно небольшую сумму? Значит, всё дело в регулярности?

Следовательно, и к моему контрагенту на другом конце цепочки могут возникнуть вопросы. «Уважаемый Х! Вы регулярно получаете от Д.Ю. определённую сумму. Позвольте поинтересоваться, на каком основании? Может, статьи пишете или картинки для него рисуете? Или в квартире убираете? А договорчик — позвольте? А НДФЛ уплачен? Ах, это вы когда-то дали в долг и теперь получаете мелкими частями… Тогда — расписочка-то имеется?»

И приплыл мой бедолажный (воображаемый, конечно!) контрагент. Припух на не уплаченные за три года 13% плюс, вполне вероятно, штраф в 20%. Это если фискалы не нарисуют «незаконное предпринимательство». А могут. И любят.

В середине июня этого года в СМИ прокатилась волна публикаций о грядущем «тотальном контроле» за движением средств по карточным счетам граждан. Мол, и поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 1 июля.

Другие СМИ резво бросились опровергать.

«Новость про тотальный контроль — вброс, фейк и провокация!» — категорично утверждает journal.tinkoff.ru. «Распространяемая соцсетями и некоторыми СМИ информация о тотальном контроле на самом деле не более чем фейк, — успокаивает «Взгляд.ру». — Никаких изменений в НК РФ с 1 июля не вносится, то есть поправки есть, но не о том (о металлических счетах и пр.). Платить НДФЛ, конечно, надо, но зверствовать с картами физических лиц и доводить до абсурда ситуацию с переводами граждан ни налоговая, ни банки не собираются».

Ну-ну. Посмотрим бэкграунд.

Специализированный (бухгалтерский) портал Клерк.ру информирует: «ЦБ РФ в содружестве со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, «Открытием», Альфа-банком, НСПК и Qiwi создают некую ассоциацию «Финтех». Основная цель ассоциации — создать платформу моментальных платежей. Для удобства населения в части моментального перевода средств между физическими лицами и в оплату за работы, услуги». Так ведь есть уже несколько таких платформ, и прекрасно справляются. Зачем ещё одна? Чисто для распила вроде поисковика «Спутник»? Клерк.ру полагает, что ЦБ РФ и крупные банки выполнили первую фазу операции — установление жёсткого контроля за движением денег по счетам юрлиц и ИП («противодействие легализации преступных доходов» и прочая). Настала очередь «физиков»…

Почему именно сейчас?

Возможность перевода средств с карты на карту возникла несколько лет назад. Рост популярности этой услуги — в разы ежегодно. Например, за I квартал прошлого года «физики» Тинькофф-банка перевели с карты на карту около 70 млрд рублей, в ВТБ и ВТБ24 объём таких переводов составил 37 млрд рублей, по Сбербанку — 2,6 трлн. Это уже очень серьёзные средства, а главное — экономически активная часть населения «подсела» на эту услугу и вряд ли сможет перейти обратно, в расчёты «налом». (Тем более что и обналичку за эти годы как раз сильно придушили, оставив только тех, кто уж под совсем серьёзной «крышей»).

Вместе с тем, сообщает Клерк.ру, «судебная практика по привлечению физлиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов». Поэтому риск невелик: ну, всех не вычислят.

Допустим — но СМС-ки мне кто пишет? Вряд ли операционист — скорее робот, не так ли? Значит, в банке есть соответствующая программа. Теперь внимательно следим за руками. Насчёт «механизмов обнаружения» всё ещё интереснее.

Как сообщает «Коммерсантъ», ФНС направила в Минфин запрос: служба хочет получить право запрашивать у банков информацию о счетах физлиц вне рамок налоговых проверок, чтобы бороться с незаконным предпринимательством. Для этого понадобятся поправки в НК РФ.
Пока такие дела — экзотика. За прошлый год налоговики проверили 20 000 компаний и ИП и лишь 774 физлица. Много их, не наездишься. И нужны основания для проверки.

Однако если ФНС добьётся расширения полномочий, полагает управляющий партнёр компании Taxology Алексей Артюх, то в любой момент любой налоговик сможет запросить информацию о движении средств по счетам любого гражданина. А дальше совсем несложно. В прошлом году ФНС установила и испытала программный комплекс АСК НДС-3, который позволяет обрабатывать большие массивы данных хоть по «юрикам», хоть по «физикам». Получив и загрузив сведения о движении денег по счетам частных лиц, налоговики могут поставить фильтры. 

Например, отслеживать ежемесячные (плюс-минус пара дней) платежи на фиксированную сумму — от 20 000 до 50 000 рублей. На выходе имеем базу данных по тем, кто сдаёт жильё в аренду. («Мусора» будет много, но это уже вопросы технической доочистки.) Как сообщают СМИ, в АСК НДС-3 уже загружают сведения из ЗАГСов — чтобы исключить из выборки переводы между близкими родственниками…

До недавнего времени действовал негласный договор: граждане не лезут в большую политику и в делёжку крупных активов, власть сквозь пальцы смотрит на мелкие налоговые шалости и полулегальные приработки. 

Времена переменились. Государству понадобились деньги. Контуры пенсионной реформы ясно показывают: о каких-то этических ограничениях речи нет. Как в старом анекдоте: «Одна старушка — гривенник, десять старушек — рупь!»

Кто в группе риска при введении новых форм налогового контроля?

В первую очередь — жители крупных городов: те, кто сдаёт жильё в аренду, фрилансеры, репетиторы, разнообразные представители «гаражной экономики». По оценкам социолога Симона Кордонского, «теневая» (или «артельная») часть российского хозяйственного комплекса составляет от 30 до 40%. По данным РАНХиГС, более 30 млн россиян трудятся «неизвестно где». И проще всего их ухватить за безнальные платежи: в банках все ходы записаны.

Сроки применения и жёсткость мер зависят от многих факторов: от цены на нефть, затрат на Сирию и прочие внешнеполитические забавы, реакции на пенсионные реформы. Наконец, от аппетитов правящей элиты. Но инструментарий в целом готов.

«Граждане — наша вторая нефть!» — отлил в граните экс-министр обороны Сергей Иванов.

Да уже, похоже, первая…