19 апреля, 23:10

Психиатрия для мошенников

22 марта 2019 в 14:50

Петербургские депутаты готовят закон, который облегчит жизнь квартирным мошенникам. Принудительно госпитализировать психически нездоровых граждан станет проще.

Петербургские депутаты готовят закон, который облегчит жизнь квартирным мошенникам. Принудительно госпитализировать психически нездоровых граждан станет проще.

Поправки в федеральное законодательство подготовлены с участием специалистов Военно-медицинской академии и обсуждались в Комитете по законодательству петербургского ЗС.

Депутат Денис Четырбок, представляя законопроект, отметил: сейчас человека можно отправить в психиатрическую больницу, если он «представляет опасность для себя или окружающих». По мнению депутата, термин «окружающие» недостаточно конкретен. Авторы предлагают такую формулировку: опасность для «охраняемых законом интересов личности, общества или государства».

Кроме того, одновременно вносятся поправки в закон «О полиции», чтобы полицейские могли беспрепятственно проникать в квартиры граждан «для оказания содействия в проведении недобровольной госпитализации». Расширяется круг людей, которые могут подавать заявления на проведение психиатрического освидетельствования: в него предлагают включить психологов. (Сейчас это право дано только родственникам, врачам или должностным лицам.)

Законопроект, мягко говоря, дискуссионный. В ЗС создана рабочая группа...

Риэлторы в шоке: психическим нездоровьем граждан активно пользуются мошенники.

В Петербурге такие варианты пока нечасты. Или редко доходят до суда. В 2014 году СМИ писали о громком деле: врач больницы имени Скворцова-Степанова Дмитрий Дмитриев помог группе «риэлторов» из агентства «Удачный выбор» завладеть жильём своей пациентки. Участники группы получили реальные сроки. В марте 2019-го правоохранители разоблачили группу мошенников, которые промышляли жильём психически нездоровых граждан в Московском районе (три эпизода, ущерб 15 млн рублей). В столице похожие операции поставлены на поток, но там чаще добиваются признания сделок недействительными, в результате страдает добросовестный последний приобретатель. Причём столичные суды охотно принимают результаты «посмертных» экспертиз: да, гражданин N страдал психическим заболеванием и на момент сделки не отдавал отчёта  в своих действиях. В петиции на Change.org говорится о тысячах потерпевших. Детали таких схем можно изучать по судебным материалам. Например, стоит просмотреть апелляционное определение Московского городского суда от 08.10.2015 №33-37147; определение ВС РФ от 10 августа 2017 №46-АПУ17-9; решение суда по делу №33-19516/2017…

В московском ПНИ №30 сотрудники интерната заключали договоры пожизненной ренты на квартиры одиноких пациентов, которые постоянно живут в учреждении.

Психиатрический диагноз автоматически отправляет человека в «группу риска»; кстати, именно поэтому многие люди боятся психиатров и до последней возможности избегают обращения к ним.

Расширение полномочий полиции – тоже шаг неоднозначный. Напомним, что банду мошенников и убийц, которая промышляла квартирами, возглавлял как раз майор полиции Крохин, получивший пожизненное.

Доверие к госучреждениям в очередной раз подорвано свежей громкой историей: мошенники из Фонда социальной защиты пенсионеров выискивали одиноких стариков, обманом заставляли тех продавать квартиры и переселяли в государственный Дом ветеранов в Павловске…

И наконец, о предложении заменить «опасность для окружающих» на «опасность для интересов общества и государства». Кто и как определяет эти интересы? Некоторые публицисты высказывают «оценочное суждение»: они полагают, что наибольшую опасность для общества как раз и представляют депутаты Думы и ЗС. И насчёт психического здоровья «слуг народа» тоже есть вполне обоснованные подозрения. Предложения ввести обязательную экспертизу для народных избранников вносили и на федеральном, и на городском уровнях. Но большинством голосов были отклонены. Если бы голосовали не сами депутаты, а граждане – возможно, результат был бы иной.

Фото: больница имени Скворцова-Степанова, в просторечии – «скворечник»