НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 04:36

Мозаика герцога

25 апреля 2019 в 08:57

Дом герцога Лейхтенбергского на Петроградке – с уникальным мозаичным фасадом – стал региональным памятником.

Дом герцога Лейхтенбергского на Петроградке – с уникальным мозаичным фасадом – стал региональным памятником.

Наконец город признал ценность этого шедевра эпохи модерна с урбанистическим пейзажем, выложенным из кусочков смальты. В советское время модерн вообще считали буржуазно-упадническим. К тому же до революции зданием на Большой Зелениной ул., 28 владел правнук Николая I – герцог Лейхтенбергский, что тоже подпортило репутацию дома. Хорошо, что его не снесли. 

Статус регионального памятника для этого многоквартирного дома означает прежде всего, что его реставрацией будет заниматься КГИОП, а не Фонд – региональный оператор, качество работ у которого не всегда на должном уровне. Отделка фасадов бесспорно сложная: это и мозаичные панно, изготовленные на фабрике Фролова, лепной декор, эркеры, разнообразной формы оконные проёмы. Главное, чтобы петербургские депутаты наконец приняли закон, который позволит направлять на реставрацию фасадов деньги из городского бюджета.

Николай Николаевич Лейхтенбергский родился в Женеве, с 1891-го жил в Петербурге. Ему принадлежали несколько доходных домов. Тот, что на Петроградской стороне, построен в начале XX века по проекту архитектора Фёдора фон Постельса. До революции квартиры здесь снимали, в частности, скульптор Артур Обер (мастер анималистической скульптуры), художник Иван Пархоменко, профессор Михаил Рейснер, его дочь – писательница и журналистка – Лариса Рейснер.