НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 15:25

Наследие оптом

7 мая 2019 в 21:00

Поправки к федеральному закону об охране памятников, подготовленные КГИОП, призваны упростить реконструкцию таких объектов.

Поправки к федеральному закону об охране памятников призваны упростить реконструкцию таких объектов.

Пакет поправок, подготовленный КГИОП, проходит антикоррупционную экспертизу и вскоре будет направлен в Москву. Петербургские эксперты прежде всего предлагают изменить статьи, которые делают практически невозможным приспособление памятников к новой функции, поскольку запрещают любое новое строительство на их территории. Включая инженерные сооружения, лифты, эскалаторы и прочие жизненно необходимые для функционирования обновлённого памятника объекты. Для них предлагают сделать исключения. Кроме того, разъясняется термин «регенерация среды»: это может быть не только восстановление утраченных исторических объектов, но и возрождение прежней планировки и объёмно-пространственных характеристик уже в виде новых объектов.

Помимо реставрации и приспособления к новой функции для памятников вводится понятие «ремонт». Он может быть как текущий (подкрасить, заколотить пару гвоздей), так и капитальный, когда нужно менять конструкции. Это позволит сократить затраты собственников и девелоперов.

Существенное предложение – упростить перевод в другие категории выявленных объектов наследия, которые получили такой статус до 2009-го (до вступления в силу федерального закона об историко-культурной экспертизе). В Петербурге таких «недопамятников» более 2000, на учёт их спешно поставили в 2001-м. И до сих пор эти объекты не только не включены в реестр, но и не переведены в ранг обычных исторических зданий. КГИОП предлагает не проводить в таких случаях дорогостоящую и длительную экспертизу, а изучить здания в ускоренном порядке, доверив это дело специалистам. Такой подход практиковался до 2009-го, когда КГИОП возглавляла Вера Дементьева. Скорее всего, градозащитники потребуют, чтобы их представителей включили в эту группу, и надежды, что процесс пойдёт намного быстрее, могут не оправдаться.

Об отмене требования по сохранению исторических зданий речи в поправках нет, поскольку это питерская норма из действующей версии 820-го закона. 

КГИОП надеется, что поправки к федеральному закону начнут действовать уже с 2020-го. Это, пожалуй, слишком оптимистичный прогноз. Обычно в Думе на обсуждение и корректировку законов об охране памятников уходит несколько лет. Если, конечно, нет особых договорённостей.

Фото: tass