НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 06:43

Доплата за ипотеку

23 августа 2019 в 10:23

Заёмщику приплатят за то, что он взял кредит, – оказывается, так бывает. Правда, не у нас, а в Дании.

Заёмщику приплатят за то, что он взял кредит, – оказывается, так бывает. Правда, не у нас, а в Дании.

Как сообщает Русская служба BBC, датский Jyske Bank начал выдавать ипотечные кредиты по ставке минус 0,5% годовых. То есть кредитор будет приплачивать заёмщикам, решившим купить новое жильё. И чтобы погасить кредит, заёмщик заплатит банку меньше, чем брал. Отрицательная ставка зафиксирована на весь десятилетний срок кредита.

Руководители датского отделения банка Nordea обещают в ближайшее время начать выдавать ипотеку на 20 лет под 0% годовых. Есть, конечно, небольшие комиссии за обслуживание счёта, но они несущественны.

История, кстати, не новая.

Век назад немецкий экономист Сильвио Гезелль придумал: граждане должны немного доплачивать госбанкам, берущим у них деньги на депозиты. Цель: деньги должны работать в экономике, а не служить средством сбережения. Эту идею даже попробовали воплотить на практике. Не очень успешно – мешала инфляция.

Сразу после большого финансового шторма 2008 года шведский Riksbank стал брать у подопечных кредитных учреждений плату за деньги, принятые на корсчета. То есть ввёл отрицательную депозитную ставку на уровне минус 0,25% годовых.

В швейцарских банках доплата за хранение денег на счёте – обычная практика. Причём чем больше сумма – тем выше отрицательный процент.

Пять лет назад ЦБ Дании ввёл отрицательную базовую ставку (аналог нашей ключевой), сегодня она составляет минус 0,65%.

Так что Jyske Bank просто сделал следующий шаг: выгоднее отдать деньги гражданину под минус 0,5%, чем размещать их в собственном ЦБ под минус 0,65%...

О причинах этого явления экономисты ещё спорят. Возможно, дело в жёстком разделении (в европейской практике) инвестиционной и банковской деятельности. Возможно, в мире стало слишком много виртуальных денег (деривативов, акций, фьючерсов и пр.) – гораздо больше, чем надёжных и эффективных проектов. (Как недавно заявил вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов, «если у вас достаточно денег, значит, у вас кончились идеи».) А высокую инфляцию европейские финансисты и политики допустить не могут – население сметёт… Также вероятно, что отрицательные ставки – один из симптомов надвигающейся рецессии. С событий 2008-го прошло как раз почти 12 лет, это средняя продолжительность мароэкономического цикла.

Россиянам, впрочем, отрицательные ставки по кредитам ещё долго не светят. У нас особый путь.

Хотя если сложить убытки российских банков (покрываемые через АСВ из бюджета) и прибыли – как раз, наверное, и получится около ноля.