НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

18 апреля, 08:00

Гарантии с нюансами

8 декабря 2019 в 20:55

Чтобы не потерять бюджетные средства, государство требует от поставщиков и подрядчиков гарантий их возврата, если что-то пойдёт не так. Один из механизмов обеспечения – банковская гарантия.

Чтобы не потерять бюджетные средства, государство требует от поставщиков и подрядчиков гарантий их возврата, если что-то пойдёт не так. Один из механизмов обеспечения – банковская гарантия. Но вот получить её строителям гораздо сложнее, чем другим поставщикам и подрядчикам.

О порядке предоставления банковских гарантий и альтернативных способах обеспечения исполнения госконтрактов шла речь на семинаре Ассоциации «Национальное объединение строителей» с участием представителей банков.
По словам вице-президента банка «Уралсиб» Светланы Струковой, чтобы участвовать в тендерах и получить госзаказ, нужно предоставить банковскую гарантию или «живые деньги»: «Есть риск, что при подведении итогов конкурса банковскую гарантию не примут, поскольку заказчику что-то не понравится в этом документе. Заранее текст согласовать невозможно – есть только его проект. При резервировании «живых денег» такого риска нет», – поясняет Светлана Струкова. Однако не все компании могут извлечь из оборота нужные суммы, особенно если речь идёт о крупных контрактах.
По её словам, банк не рассматривает тендерную гарантию как отдельный продукт. Всегда в совокупности с гарантией обеспечения исполнения контракта и возврата авансового платежа. 
Иначе компания может выиграть тендер, но не сможет или не успеет получить гарантию исполнения контракта.
Кроме того, компаниям предлагают рассматривать не гарантию под конкретный контракт, а получать гарантийный лимит. Это удобно, поскольку решение банк принимает один раз, а гарантиями можно пользоваться весь срок лимита – обычно это пять лет.

Директор ответит

Прежде чем поручиться за строителей, банки в первую очередь оценивают финансовое состояние компании (или группы фирм, связанных по бенефициарам или по бизнесу, где взаимные потоки превышают 50%). Есть и система определения рейтинга, от которого зависит залог или его отсутствие, а также стоимость гарантии. Оценивается опыт работы и способность исполнения контракта (оборотные средства, трудовые ресурсы, техника и т.д.) «Если объём бизнеса несопоставим с суммой контракта, это не значит, что гарантию не получить, – просто банку надо более глубоко оценить возможность исполнения контракта», – уверяет г-жа Струкова.
Банки также просят поручительства бенефициаров или генерального директора. Это скорее мера дисциплинарного и психологического воздействия. Если владельцы и руководство не готовы поручиться за свою компанию, это вызывает вопросы. Широко используется залог прав на выручку по гарантированному контракту: все средства должны поступать на счёт в банке, а клиент представляет укрупнённую смету, раскрывает всех субподрядчиков. Залог в виде личного имущества участников бизнеса, недвижимости или транспорта просят, только если у компании слабое финансовое положение.
Для клиента с высоким классом кредитоспособности стоимость гарантии составит около 2% годовых. Для малого и среднего бизнеса возможно предоставление гарантий без углублённого изучения финансовой деятельности под страховку «СОГАЗа». Стоимость 
такой гарантии 3,5% годовых.

Гарантии оптом

Директор дополнительного офиса «Василеостровский» банка ВТБ Артём Терёшкин отмечает, что продуктовая линейка у банков примерно одинаковая – во всяком случае концепция и основные положения: «Мы, например, выдаём также гарантии в адрес таможенных и налоговых органов и т.д.» Но у гарантий по госконтрактам есть своя спе-цифика. Например, могут проводиться тендеры, аукционы и конкурсы. У аукционов есть свои временные рамки: договор заключается не ранее 10 дней после подведения итогов и не позднее 20 дней. Зачастую сложно определить с клиентом срок договора – заказчики постоянно переносят приёмку работ. «Поэтому мы устанавливаем срок банковской гарантии не менее чем на 30 суток позже срока основного обязательства между клиентом и заказчиком. Часто используется и генеральное соглашение – сделка между клиентом и банком, устанавливающая максимальный лимит на банковские гарантии. Его подготовка занимает много времени, но потом банковские гарантии мо­жно получать всего за один-два дня», – поясняет Артём Терёшкин.
Он поделился первым практическим опытом реализации права частичного освобождения от обязательства. Это возможно по сделкам, заключённым после 1 июля 2019 года. Новый инструмент – банковское сопровождение. В этом случае все счета (вплоть до конечного подрядчика) находятся в одном банке, который следит за движением средств и несёт ответственность. Аналогичная схема действует с Гособоронзаказом.
Но в этом случае надо быть очень внимательным при выборе банка-партнёра – если он лишится лицензии, гарантия отменяется, и деньги клиенту никто не вернёт.

Строителей не любят?

Генеральный директор компании «Фин-директ» Елена Карпова уверена, что в сфере строительства гарантию получить сложнее, чем, например, при поставках оборудования. Факторов, отпугивающих банки, несколько. Например, убытки в квартальной отчётности, возникающие на протяжении большого контракта. Компании тратят средства и в первых кварталах показывают убытки, поскольку договор закрывается только в конце года.
Второй сложный фактор – сроки. Сокращены, например, сроки предоставления обеспечения по электронным аукционам. Третья проблема в том, что банки считают строительную отрасль рискованной. «И связано это в том числе с презумпцией правоты государственного заказчика – в судах решения принимаются в его пользу. А у банков нет механизма отказа в выплате. Есть перечень документов, предоставляемых заказчиком, на основании которых банк обязан перевести деньги. Только потом банк может в порядке регресса требовать средства с самого исполнителя, которому в судах приходится доказывать надлежащее исполнение контракта», – поясняет Елена Карпова.
В отрасли есть и другой способ гарантировать исполнение контракта. Все генподрядные компании должны состоять в саморегулируемых организациях и отчислять взносы в компенсационные фонды, в том числе фонд обеспечения договорных обязательств. Эти средства как раз и нужны, чтобы в случае срыва контракта заказчик смог вернуть себе деньги. Однако нестыковки в законодательстве фактически вынуждают строителей платить дважды – они участвуют в фонде, но от них требуют ещё и банковскую гарантию.
Председатель экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Алексей Белоусов рассказал, что в октябре этого года зампред Правительства РФ Виталий Мутко поручил Минстрою совместно с Центробанком, «ДОМ.РФ» и Национальным объединением строителей проработать вопрос о возможности отмены банковских гарантий для подрядных организаций – членов СРО при исполнении ими госконтрактов на сумму до 10 млн рублей: «Будем готовить поправки в законодательство, которые позволят компаниям избежать двойных расходов».