НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 11:43

Строители померяются опытом

22 июня 2020 в 14:00

Минфин предлагает исключить государственные закупки в сфере строительства из обязательного «аукционного списка». Это значит, что цена, предложенная подрядчиком, перестанет быть единственным критерием его выбора.

Минфин подготовил изменения в несколько правительственных нормативных актов. Помимо «аукционного перечня», скорректируют Правила оценки заявок при проведении конкурсов и дополнительные требования к участникам закупок. Поправки могут вступить в силу уже с 1 сентября 2020 года. Они означают, что с этого момента заказчики смогут проводить закупки в сфере строительства как на аукционах, так и на конкурсах. Разница в том, что победителем аукциона в рамках госзаказа признаётся тот, кто предложил минимальную цену. Это, по идее,  должно экономить бюджетные средства. Однако привело к многочисленным случаям демпинга, когда аукционы выигрывали компании, которые заявляли суммы ниже себестоимости и не имели к строительству никакого отношения. В лучшем случае возникали серьёзные вопросы к качеству, в худшем – подрядчик пропадал, получив аванс.

На эти проблемы уже много лет сетуют и сами строители, и чиновники. Предложения изменить порядок госзакупок есть и в проекте Стратегии развития строительного комплекса.

Теперь Минфин скорректировал правила оценки заявок. Например, появятся администрируемые критерии и показатели квалификационной оценки. А заказчики получат право оценивать опыт претендентов по видам объекта строительства (линейный, особо опасный, уникальный или «обычный»), а также по характеру ранее исполненных контрактов (контракт жизненного цикла, «под ключ» или просто договор строительного подряда).

Уточняются и обязательные требования к опыту участников закупок, если их проводят с помощью аукциона (в какой форме проводить закупку, будет решать заказчик). Например, опыт будет иметь бОльший вес при оценке заявки. Кроме того, он будет учитываться за пять лет, а не за три, как сейчас. Однако при выборе подрядчика на строительство и реконструкцию не будут учитываться прежние контракты по сносу и капитальному ремонту. Обязательные требования к опыту станут предъявлять для подрядов на сумму от 5 млн рублей (сейчас порог для региональных и муниципальных нужд – 10 млн). Предложения Минфина также направлены на определение подрядчиков, обладающих наивысшей квалификацией, в том числе путём применения конкурсной оценки уровня их квалификации.

Однодневок и непрофессионалов в сфере госзакупок, конечно, убавится. Но может вернуться другая проблема: заказчики будут устанавливать избыточные требования, чтобы в конкурсах могли участвовать только «нужные» фирмы. Так, когда-то «Почта России» закупала на конкурсе приличное количество автомобилей. Поучаствовать формально могли все производители, вот только условиям соответствовали лишь «каблуки» Ижевского завода…