НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 03:36

Нормативные грабли

19 января 2015 в 05:40

На сайте Смольного появился проект новых Нормативов градостроительного проектирования. Участники рынка изучают документ; похоже, этот вариант не устраивает ни застройщиков, ни градозащитников. Как и предыдущий.

Действующие нормативы (РНГП) вступили в силу весной 2014‑го. Строительное сообщество сразу подготовило первоочередные поправки. Например, просили снизить норматив обеспеченности жилья детсадами и школами. Требование, чтобы садик был не дальше 300 метров от дома, понятно. Но 500 метров до школы — явный нонсенс для мегаполиса. Пожелания не учли.

По мнению вице-президента НП «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, новый вариант РНГП во многом не соответствует городской программе социально-экономического развития и другим программам: «Прогнозируется «демографическая яма», а нормативы по числу мест в детсадах и школах явно завышены. Причем строительство таких объектов бюджет переложил на девелоперов. Кроме того, нормативы никак не учитывают разную плотность застройки и населения в центральных, спальных и пригородных районов».

Директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов уверен, что расчетные показатели не опираются на градостроительную науку или практику и никоим образом не исходят из потребностей населения: «Зачастую вместо обоснования авторы просто ссылаются на какую-то программу, в рамках которой запланированы какие-то объекты». Один из самых явных недостатков — заниженные нормативы плотности улично-дорожной сети. В действующей редакции это 6 км дорог на 1 кв.км (градозащитники предлагали 8 км на 1 кв.км, что примерно соответствует сталинской застройке). А сейчас Смольный предусмотрел 2,43 км на 1 кв.км. «Если взять условный квадратный квартал, ограниченный дорогами, его сторона составит 900 метров. Получается, что в новых проектах на гигантской территории вместо улиц будут внутриквартальные проезды, по которым жителям придется пробираться сквозь поток машин», — недоумевает Александр Карпов. При этом нет требований к минимальной ширине дорог: улицы могут быть двухполосными.

Новая версия РНГП — пока только проект. Посмотрим, удастся ли застройщикам отстоять свои интересы.