НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 19:30

Страсти по кадастру

4 апреля 2016 в 06:40

Вдруг все спохватились, забегали, как подорванные: кадастр у нас, оказывается, не в порядке!

«Многих беспокоит способ кадастровой оценки земли,- сказал нацлидер соратникам,- говорят, что часто он выше рыночной».

Цитату немедленно транслировали все информагентства. Не поправляя, потому что как покуситься? Хотя из построения фразы видно, что президент не вполне в курсе. Видимо, ему перед совещанием объяснили, но не в тонкостях, а так, в общем.
«Правительство, - говорит, - готовит проект закона».
Действительно, законопроект, которым вся кадастровая оценка передается бюджетным учреждениям, обсуждается уже примерно год.
Однако народ у нас обученный, и сигналы ловит четко.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев сходу признал, да проблемы есть, потому что есть риски. И главный – размыта ответственность: «Оценку проводят независимые оценщики, заказывают ее субъекты Федерации, а экспертизу проводит саморегулируемая организация. И между ними зачастую возникают так называемые серые зоны».
Ну да. Дело расследует следователь, обвинение выдвигает прокурор, а приговор пишет судья. Если они друг от друга независимы – это что ж получится? Или, того пуще, вспомнить принцип разделения властей: исполнительная, законодательная, судебная. Сплошные «серые» зоны, если вертикальный порядок не навести!
Премьер заявил, что немедленно даст поручения МЭР по разработке единой методики расчета кадастровой стоимости:
«Должна быть какая-то общеметодологическая рамка, при помощи которой можно будет устанавливать более справедливую в широком смысле стоимость недвижимости, привязанную к конкретным условиям территории, тем более что у нас в стране территорий очень много, и они очень разные по стоимости».
Кто бы написал в айфон Дмитрию Медведеву, что методика есть, ее уже разработали и, по словам чиновников, даже обкатали в Москве, Красноярске и Нижнем Новгороде. Она отличается от действующего порядка одним, но важным нюансом: если сейчас кадастровая стоимость – это и есть рыночная, просто установленная другим, менее точным способом, то в новой методике рыночная стоимость будет всего лишь «учитываться» при выведении кадастровой. (Специалисты выступили против этого пункта, но кто их слышит?)
То есть получится вроде общественных слушаний. Наорались? Спасибо, мы вас услышали. Решение принято. Президент еще велел, что порядок оспаривания был несложным и необременительным для граждан. Так он и будет предельно несложным! Приходит такой собственник в суд: «У меня кадастровая вдвое выше рыночной!» - «Да, мы это учли. Свободен».
И как выглядят федеральные рамки для страны «с разными» территориями, мы тоже в курсе. Это когда рядовой сотрудник Росреестра получает 15 тысяч рублей в месяц. Хоть в Петербурге, хоть в Урюпинске. В Ленобласти на странице объявлений о найме: доярка – 30 тысяч рублей, подсобный рабочий – 25, специалист Росреестра – 15… Либо воруют, либо уходят.
Единороссы, конечно, не могли остаться в стороне от столь вкусной кадастровой темы. Пламенный депутат Железняк немедленно обнаружил крайних: «Злоупотребления со стороны частных оценщиков необходимо прекратить, чтобы не допускать неоправданного завышения стоимости!»
Кто бы сомневался… Ночами злобные оценщики ходят по частным квартирам и втихаря завышают стоимость. Странно, что не на деньги госдепа; впрочем, думаю вскоре и это увидим, на НТВ.
А история-то несложная. Две недели назад Счетная палата сообщила: в результате перерасчета кадастровой стоимости участков и объектов недвижимости налогооблагаемая база в РФ уменьшилась на 4 трлн рублей. Регионы недосчитались около 24,5 млрд налоговых поступлений. Это серьезно; это две трети расходов на Сирию. Ну, видимо, и пришло озарение: собираемость надо повысить, но чтобы народ при этом не обижался.
И вот решение: государев оценщик нарисует цифру, какую надо; оспорить ее будет практически невозможно; всех недовольных будут тыкать носом в местные власти – ставки-то устанавливают они!
Про главную проблему – низкое качество самого кадастра, в котором полно ошибок, а трети участков и вовсе нет, уже упоминать не принято. Как и про 59 млрд, потраченных «нецелевым образом» прежним руководством Росреестра. (Экс-глава Росреестра Наталья Антипина, впрочем, перекочевала в кресло замминистра строительства, так что все при деле).
Ведомства тоже зашевелились. Каждое на свой лад.
Рослехоз, например, заявил, что в этом году поставит на учет более 52 миллионов гектаров лесов.
Интересно, кто будет выполнять эту масштабную государственную задачу?
С 1 июля вступают в силу поправки к закону о кадастровых инженерах. Повышаются требования, вводится личная ответственность, новые требования к СРО… По мнению Андрея Козодаева, руководителя СРО «Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада», в результате этих мероприятий количество аттестованных кадастровых специалистов к концу года сократится втрое! Как раз в тот момент, когда они очень понадобятся и Рослесхозу, и Минстрою, и всем-всем.
Правая рука власти, похоже, с левой явно не в ладу. Надо было бы создателю расположить их вертикально. Которая выше – та и правая…