НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 06:45

Вступил в силу закон о «дальневосточном гектаре». А вы собираетесь его получать? Где еще стоит раздавать землю даром?

5 июня 2016 в 19:45

Вступил в силу закон о «дальневосточном гектаре». Каждый россиянин может подать заявление и получить землю, даже переезжать не надо. Правда, надо ее хоть как-то осваивать и что-то с ней делать, иначе отберут. Своим мнением с NSP поделились Андрей Козодаев, Стелла Успенская, Алексей Бушуев, Александр Перминов, Сергей Игонин и др.

А вы не собираетесь получить свой обещанный гектар? Если бы он у вас был — что бы вы стали с ним делать? В каких еще регионах стоит раздавать неиспользуемые земли бесплатно?

Марина Фефелова,
директор по общим вопросам Союза экспертиз Северо-Запада:

– Не собираюсь. Этот «дар» становится бессмысленным из-за удаленности от Петербурга, отсутствия коммуникаций и инфраструктуры, отсутствия государственных программ поддержки на переезд и на освоение. Но если б я его все же получила, то открыла бы охотничье хозяйство и сдала б его в аренду местным жителям. Что касается других регионов, то это может быть Урал, Поволжье, Мурманская область, Карелия — для привлечения инвестиций в эти края и развития производства. При этом я выделяла бы не только сельскохозяйственные земли, но и земли промышленности.

Андрей Козодаев,
генеральный директор Первого кадастрового бюро:

– Саму идею предоставления гектара земли в областях с наименьшей плотностью населения, в тех, которые нам нужно осваивать, я считаю положительной. Это в принципе исполнение еще столыпинского плана развития Сибири и Дальнего Востока. Как наши доблестные чиновники этот план будут реализовывать — вопрос второй. Очень хочется надеяться, что получится. Для себя лично я этот вариант не рассматриваю, так как не занимаюсь сельским хозяйством. Считаю, что один гектар нужен только для того человека, кто решит туда переехать. Что такое гектар? Это даже не фермерское хозяйство, это, можно сказать, большое приусадебное хозяйство. Если, например, семья состоит из 10 человек, они берут 10 гектаров, и это уже получится хорошая ферма. Там можно либо работать самим, либо нанять управленцев, которые будут эту землю развивать.

Что касается других регионов, то, за исключением районов Крайнего Севера, которые надо просто охранять, нужно раздавать землю там, где у нас низкая плотность населения, в местах, стратегически готовых к развитию.

Николай Урусов,
исполнительный директор строительной компании «Красная стрела»:

– На мой взгляд, так Дальний Восток не освоить. Развитием территорий нужно заниматься системно, привлекая к этому профессиональных инвесторов и девелоперов. В данном случае речь идет о чистой воды популистской инициативе. Мне как руководителю компании, работающей в Петербурге, кажется правильным заниматься развитием территорий в своем регионе, а не искать счастья на другом конце страны.

Стелла Успенская,
исполнительный директор компании «Лэндкей»:

– Думаю, что среднестатистическому человеку сложно будет поднять «дальневосточные гектары». Есть ли там коммуникации? Насколько перспективно будет фермерское хозяйство? Ведь туда же нужно переезжать на ПМЖ. Дистанционно развить свой гектар явно не получится. Думаю, что делить неиспользуемые земли нужно по географическому признаку.

Алексей Бушуев,
генеральный директор компании Seven Suns Development:

– Я не слышал об этом. Земля на Дальнем Востоке для меня малоинтересна. Но если бы она там была, теоретически можно организовать какой-нибудь бизнес, производство или завести фермерское хозяйство. Неиспользуемые земли нужно раздавать по всей стране, а не только на Дальнем Востоке. Тогда повсеместно начнут возникать какие-то очаги активности. Россия — огромная страна, и пустующих территорий хватает в каждом регионе. А земля не должна пустовать.

Елизавета Яковлева,
руководитель маркетинга и аналитики фирмы «Лаборатория Метров»:

– Мне как жителю Петербурга хотелось бы иметь возможность подать заявку на получение земли в ближайшем от меня окружении. Хотя вулканы Камчатки меня тоже всегда привлекали. Надеюсь, что желающие найдутся, и эта мера будет способствовать развитию Дальневосточного округа, развитию частных инициатив.

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:

– Идея «дальневосточного гектара», безусловно, правильная  и , я  бы сказал, неизбежная. Хорошо бы, чтоб это стало лишь одной из программ освоения Дальнего Востока. Ведь одна из главных проблем нашей страны — неравномерность финансового, промышленного и социального развития территорий. Создание вектора на их сближение можно только поддерживать. Насколько сработает такая бесплатная раздача, мы увидим через несколько лет, когда станет ясно, что появится на этих землях. Сам я, честно говоря, далек от сельского хозяйства и непосредственного освоения участков, так что своим правом не воспользуюсь. Бесплатно раздавать гектары в других регионах, полагаю, не стоит.

Александр Паршуков,
директор по инвестициям АО «ВТБ Девелопмент»:

– На таком расстоянии гектар мне, пожалуй, не нужен. Не представляю, как управлять бизнесом, который так далеко от дома, а для переезда я, коренной ленинградец, не вижу достаточных причин. Но и будь у меня гектар поближе, я бы задумался не о бизнесе на нем, а, скорее всего, о доме с просторным садом.

Сергей Игонин,
управляющий партнер «АйБи Групп»:

– Я на Дальнем Востоке был один раз. По-моему, край благодатный. К любым попыткам правительства его освоить и закрепить за Россией и ее гражданами отношусь с пониманием. Другое дело, что раздача пустующих земель может оказаться не самым эффективным способом привлечь или удержать активных людей в регионе. Человек остается не там, где много земли, а там, где есть возможность заработать. Если гектар под бизнес — нужны коммуникации, если таким способом мы рассчитываем поднять сельское хозяйство — нужны соответствующие меры. А главное, требуется децентрализация экономической жизни. Не должны все ресурсы аккумулироваться внутри Садового кольца. Мне гектар, в общем-то, ни к чему, поскольку к труду на земле я не приучен и не приспособлен. У меня уже есть 20 соток, на них растет лес, и я с гордостью показываю друзьям, как хорошо подтянулись сосны.

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:

– Если человек собирается реально использовать землю, ему не надо ехать так далеко. Лучше внимательно посмотреть вокруг. Уверена, найдется уйма возможностей, чтобы реализовать свои идеи. Если даже Земельный кодекс не позволит получить участок бесплатно, то в той же Ленинградской области полно недорогой земли. Я бы пустила свой гектар под пастбище или выращивание какой-то сельскохозяйственной культуры. Мне кажется, был бы смысл раздавать землю в Псковской области, например. Понятная логистика, недорогая рабочая сила и рядом хорошие рынки сбыта для продукции.

Денис Кириллов,
управляющий партнер УК «Лидер»:

– Вспоминая, как колхозные паи после приватизации (7–10 га, а то и больше) продавали чуть ли не за бутылку водки, я практически уверен, что все эти гектары на Дальнем Востоке очень быстро попадут в руки китайцев. Не знаю, чем руководствовалось правительство, но результат будет такой. Будь у меня гектар земли, я бы не знал, что с ним делать. На таком участке можно только построить нормальный частный дом. Но у меня уже есть дом и при нем яблоневый сад — 70-летний, посаженный дедом сразу после войны. Остается еще место для огорода, который лет пять никто не сажал. В этом году родственники что-то вдруг надумали...