НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 07:29

Как вы считаете, прислушивается ли рынок к советам чиновников? И можно ли экономику поправить словами?

2 октября 2016 в 20:40

Специалисты Центробанка готовят рекомендации для чиновников: как и что говорить, чтобы не обрушить случайно финансовые и биржевые рынки. Про недвижимость речь пока не идет. Хотя высокие должностные лица время от времени сообщают россиянам, что как раз сейчас — наилучший момент для покупки квартиры. Своим мнением с NSP поделились Валерий Хламкин, Петр Гавырин, Михаил Гущин, Алексей Белоусов, Алексей Шаскольский и др.

Как вы считаете, прислушивается ли рынок к таким советам? Какие публичные высказывания ответственных лиц действительно заметно влияли на конъюнктуру? Можно ли экономику поправить словами?


Владимир Мечтаев,
генеральный директор бюро «Адвокат ФРЕММ»:
– Рынок, несомненно, учитывает слова и даже слухи, поэтому иногда ответственным лицам лучше промолчать. Однако экономику, разумеется, словами не поправишь и не разрушишь. А фразы, что как раз сейчас лучше всего купить квартиру, так часто повторяются, что звучат уже как заклинание.

Валерий Хламкин,
управляющий имущественным комплексом МКО «Севзапмебель»:
– Многолетний отрицательный опыт привел к тому, что наши граждане ничему не верят и к речам чиновников почти не прислушиваются. Думаю, никакие публичные высказывания ответственных лиц, кроме слов президента, не способны серьезно изменить ситуацию на рынке. Экономику точно нельзя поправить словами. Чтобы создать фундаментальные основы жизнедеятельности государства, нужна кропотливая работа, и не одного человека.

Вартан Погосян,
директор по маркетингу компании Glorax Development:
– Странно, что ЦБ разрабатывает подобные рекомендации. Любой чиновник на ответственном посту должен понимать, что, выступая публично, он говорит не от себя лично. И что такие заявления способны влиять на развитие событий в стране. Конечно, чиновники тоже люди, они могут оговариваться, путать слова. Но если выступление такого человека провоцирует, например, валютные колебания или падение котировок, речь о простой ошибке не идет. Не зря практически в каждом крупном ведомстве или организации есть пресс-служба, которая отвечает не только за распространение информации, но и за ее правильную подачу.

Поведение человека при покупке жилья во многом зависит от уверенности в будущем. Можно вспомнить, как обсуждение предстоящего снижения цен действительно поспособствовало этому: люди замерли в ожидании, и спрос упал. Или слухи об отмене программы льготной ипотеки…

Петр Гавырин,
генеральный директор компании «А Плюс Девелопмент»:
– С появлением свободного доступа к открытым источникам экономического и финансового характера активные граждане стали руководствоваться собственными соображениями, когда и что покупать. Кроме того, для России традиционно недоверие к чиновникам. Но есть и внушаемая прослойка граждан старшего возраста, которая склонна впадать в панику, запуская цепную реакцию в ближайшем окружении.

В профессиональном сообществе публичные высказывания чиновников, управленцев и экспертов, несомненно, учитываются, но не как руководство к действию. Большинство ключевых решений обсуждается и принимается коллегиально, это позволяет работать более хладнокровно и взвешенно.

Михаил Гущин,
директор по маркетингу компании «Северный город» (входит в RBI):
– Безусловно, высказывания ответственных лиц влияют на рынок. Если в новостях звучит информация, что строительство в центре города может быть остановлено, это мотивирует потенциальных потребителей: надо покупать. Недавний пример — ипотека с господдержкой. Когда в прошлом году началось активное обсуждение, будет ли продлена программа субсидирования, рынок отреагировал разнонаправленно. Те, у кого были небольшие накопления, поспешили вложить их в недвижимость, пока ставки по ипотеке не выросли. А вот люди с большим денежным запасом, особенно в валюте, заняли выжидательную позицию: потеряв часть спроса в лице ипотечных заемщиков, застройщики вполне могли пойти на снижение цен.

Сергей Игонин,
управляющий партнер «АйБи ГРУПП»:
– Как мы уже знаем по нашей пока недолгой рыночной истории, от слов зависит многое, но, бесспорно, не все. И те или иные речи первых лиц государства могут кратковременно повлиять как в негативную, так и положительную сторону. Но только риторикой экономику не поправишь. Конечно, когда доктор, например, говорит нам хорошие слова — это воодушевляет, но лекарства бы тоже не мешало принимать. А так-то да, доброе слово и кошке приятно.

Николай Вечер,
вице-президент GVA Sawyer:
– Считаю, что это правильная инициатива: высокопоставленным чиновникам надо крайне осторожно высказываться в прогнозах, особенно способных вызвать мгновенную реакцию рынка. Граждане зачастую склонны воспринимать слова высших руководителей страны как руководство к действию, причем немедленному. Поэтому и происходят такие перекосы на рынке. Кстати, часто заявления чиновников воспринимаются с противоположным знаком, например, слова о стабилизации ситуации традиционно считаются маскировкой и вызывают ажиотажную продажу рублей и покупку долларов.

Владимир Малашин,
зампредседателя коллегии адвокатов «Юникс»:
– Такие высказывания на рынок недвижимости уж точно не могут повлиять. Может, на какой-то другой, но не на этот. На слова чиновников у нас обращают очень мало внимания. А то, что жилье надо покупать, так это все и сами знают. Проблема не в этом. Хоть как-то повлиять могут слова, пожалуй, только президента. У нас все привыкли, что решение принимает первое лицо, а остальные — только исполнители.

Алексей Белоусов,
вице-президент СРО «Объединение строителей СПб», член совета НОСТРОЙ:
– Экономику словами, безусловно, не поправить. Высказывания крупных чиновников могут что-то изменить лишь точечно. Никакого длительного и серьезного эффекта не будет. Мы не первый год слышим, что экономика или какой-то ее сектор начал рост, что дно кризиса достигнуто и т. д. Но все это — не что иное, как попытка поднять моральный дух предпринимателей. Но экономика базируется на реальных показателях, а не на словах. Самый сильный призыв последнего времени: «Денег нет. Держитесь». Говорят, что именно противоречивые высказывания властей о продлении программы субсидирования ипотеки подогрели рынок. Программа действительно серьезно помогла людям и застройщикам. Но реальный эффект дает только четкое «да, продлеваем» или «нет, не продлеваем». Споры на эту тему никак не сказались на объемах кредитов.

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– У нас сарафанное радио очень сильно. Так что, конечно, к словам чиновников прислушиваются. Но люди давно научились делить или умножать эти слова, анализировать и делать выводы. У кого-то есть даже собственная система: надо послушать этого, потом посмотреть, что сказал вон тот, и тогда прогнозировать какие-то события или изменения.

Припомнить высказывания, которые обрушили бы какой-то рынок, не могу. Но здесь нет прямой логики. Если чиновник говорит, что завтра рубль обрушится, это еще не значит, что все побегут покупать доллары. Люди делают зачастую противоположные выводы, не поддающиеся прямой логике.

Алексей Шаскольский,
заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
– Словами можно ситуацию как улучшить, так и ухудшить. Причем и на бирже, и в реальной экономике. Но наши официальные лица своими заявлениями честно заработали скепсис населения. Еще когда говорили, что доллар вот-вот упадет ниже плинтуса. Иногда, правда, настойчивые разговоры о стабильности приводят к тому, что граждане стройными рядами устремляются за гречкой. Но надо признать, что с годами эти естественные порывы пошли на убыль. И в этом смысле всеобщее недоверие к словам надо признать стабилизирующим фактором нашей жизни. Но Центробанк волнуется не зря: определенная дисциплина в высказываниях требуется от чиновников в любой стране. Главное — не доходить до гротеска.