Новостройки на горе

На Пулковских высотах можно жить в новеньком четырёхэтажном доме и в самом буквальном смысле смотреть на окрестности свысока. Для Петербурга опция уникальная. Но всё портит транспортная доступность. Пока что она, в отличие от самих домов, находится не на высоте.

Петербург – это всё-таки не Барселона, не Киев и даже не Москва. Перепады высот в нашем городе минимальны, так что обозревать живописные виды можно разве что из жилых 25-этажек, да и то далеко не из всех. Пулковские высоты, приподнятые над уровнем моря почти на 60 метров, являются, по сути, единственным исключением.

Жильё на перспективу

Де-юре Пулковское отделение (так оно называется официально) является частью Шушар, но де-факто к ним не имеет никакого отношения.

В конце 60-х годов прошлого века здесь построили несколько панельных пятиэтажек, в которых жили в основном колхозники, но в целом территория считалась довольно депрессивной. Доехать сюда было трудно, да и по большому счёту незачем. В постсоветские времена ситуация поначалу никак не менялась: застройщиков эта территория долгое время не интересовала.

Впрочем, в начале нового тысячелетия ленд-девелопер Центр развития наконец обратил на неё внимание и приобрёл сразу 316 гектаров бывших сельхозугодий. В 2006 году был готов проект планировки, подразумевавший появление здесь 2,5 млн квадратных метров недвижимости. Как жилья, так и объектов соцкультбыта, торговой и развлекательной инфраструктуры. Проект комплексного освоения территории (КОТ) получил коммерческое название «На Царскосельских холмах».

Но строительство на Пулковских высотах активно началось лишь в 2013-2014 гг. К настоящему моменту здесь сдано уже шесть жилых комплексов, а население приближается к трём тыс. человек. Для появления большого количества объектов инфраструктуры это слишком мало, но всё же два супермаркета здесь уже работают. Выделено место под школу и детский сад, но пока к их строительству не приступили, и когда это произойдёт – непонятно. Пока что возить детей приходится либо в Пушкин, либо в Московский и Фрунзенский районы.

Вообще, Пулковские высоты хоть и являются безусловно перспективным районом, но пока жить здесь без личного авто, скорее всего, довольно неудобно. Из общественного транспорта – только автобусы и маршрутки, которые ходят регулярно, но не сказать, чтобы часто.

Уже давно ходят разговоры о строительстве новой железнодорожной платформы на перегоне Шоссейная – Александровская. В этом случае добраться до Балтийского вокзала можно было бы за 25 минут. Только вот строительство ещё даже не начиналось (хотя проект уже есть), а электрички на лужском направлении ходят, к сожалению, довольно редко. Ну а перспектива продления «красной» линии метро до Пулково и в дальнейшем до новостроек на холмах выглядит пока чистой фантастикой, хотя и такие проекты уже несколько лет обсуждаются.

Что касается автовладельцев, то им заметно проще: есть два альтернативных способа попасть в Петербург или на КАД: через Пулковское шоссе или Витебский проспект. Правда, первый способ чреват попаданием в пробки, но эту проблему частично должно решить открытие в конце 2019 года платной трасы М11, которая разгрузит Киевское и Пулковское шоссе. Есть также планы, впрочем, довольно отдалённые, по продлению Кокколевской улицы до Волхонского шоссе.

Полезное соседство

Но и плюсов у пулковских новостроек предостаточно. Прежде всего, повторимся, тут строят исключительно мало- и среднеэтажные дома (не выше пяти этажей). Регламент здесь очень суров – любое строение не может быть выше 18 метров – сказывается близость глиссады аэропорта.

Дополнительными бонусами являются отличные виды на южные районы Петербурга (и башня «Лахта-центра» отсюда, кстати, отлично видна), а также чистый воздух ввиду хорошей продуваемости возвышенности и отсутствия поблизости каких бы то ни было производств.

Серьёзный толчок развитию территории дало открытие неподалёку выставочного центра «Экспофорум». Там уже несколько лет проводится Петербургский экономический форум с участием первых лиц государства, а потому Санкт-Петербургское шоссе два года назад как по волшебству расширилось вдвое, а через железную дорогу был перекинут путепровод – в рекордные сроки.

Сейчас на Пулковских высотах возводят четыре жилых комплекса. Два из них введут в эксплуатацию в текущем году, оставшиеся – в 2020 и 2021 годах. Как видим, предложение тут есть на любой стадии строительства. Основной застройщик – компания «Терминал-Ресурс» (дочерняя структура Центра развития), которая, не особенно изощряясь в придумывании названий для своих объектов, строит один за другим свои «Образцовые кварталы». Три из них уже готовы, два – в процессе, но, очевидно, появятся и ещё. Эта же компания ввела в эксплуатацию небольшой бизнес-центр на Санкт-Петербургском шоссе.

Ещё несколько участков Центр развития продал другим девелоперам. Среди них выделяется компания «Красная стрела», не так давно сдавшая свой ЖК «Неоклассика» и продолжающая строительство «Неоклассики-2». Эти объекты стоят особняком не в последнюю очередь благодаря своей инфраструктуре: закрытые дворы, крытые паркинги и коммерческие помещения на первых этажах. Плюс ориентация на просторные квартиры: есть студии площадью более 30 кв.м, а больше всего в обоих объектах «двушек».

Не обошлось здесь и без своего долгостроя: ЖК «Трио» (изначально его возводил холдинг «Петротрест», впоследствии признанный банкротом) сдать в эксплуатацию так и не удалось, и судьба его покрыта туманом. К счастью, все остальные комплексы куда более благополучны.

Со всеми удобствами

Стоит отметить радикальное отличие квартирографии среднеэтажных объектов по сравнению с тем, что мы видим в высотках в новых «спальниках» на границе города и области. Здесь практически нет студий (всего их на все местные новостройки едва набирается полторы сотни), зато в половине ЖК акцент, напротив, сделан на двух- и трёхкомнатные квартиры. То есть очевидна ориентация строительного бизнеса на семейных покупателей.

В некоторых объектах есть даже подземные паркинги, правда, небольшие. Но в нашем городе это большая редкость для четырёхэтажных домов. Если обобщить все имеющиеся новостройки в некий средний для Пулковских высот жилой комплекс, то получим по два санузла в двух- и трёхкомнатных квартирах, в «трёшках» также по два балкона, квартиры передают дольщику с предчистовой отделкой (хотя есть предложение и с чистовой, и совсем без отделки).

Средняя площадь однокомнатной квартиры – 35 кв.м, обойдётся она в 3,5 млн руб. в доме на ранней стадии строительства. Приблизительно такой же уровень цен (около 100 тыс. руб. за квадрат) в объекте со сроком сдачи в конце текущего года: за 77-метровую «трёшку» застройщик просит 7,3 млн руб. Наконец, «двушка» площадью 68 кв.м в третьем ЖК (пуск в эксплуатацию – через полтора года) стоит 6,8 млн руб. Удивительное единообразие!

Что касается перспективных проектов, то компания «Вита» планирует построить ещё два «ЭкспоГрада». Но, хотя в первом все квартиры уже проданы, в продажу она их пока по каким-то причинам не выводит. Есть также несколько крупных проектов КОТ, которые уже довольно давно находятся в стадии разработки. Это, в частности, «Югтаун» (первоначально его собирался реализовывать «ВТБ-Девелопмент», но эта бизнес-структура в Петербурге больше не работает) и «Город цветов» («БКН-Девелопмент»).

Кроме того, «Терминал-Ресурс» собирается строить бизнес-парк Garage на 13 тыс. кв.м. В общем, проектов достаточно и, как уже говорилось выше, чем скорее планы начнут претворяться в жизнь, тем более комфортной будет жизнь тех, кто здесь уже поселился.

Жилые комплексы в Пулковском отделении

Гинёв Павел