НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

18 апреля, 23:19

Зима будет долгой

26 декабря 2016 в 22:15

За 2016 год мир изменился и бизнес-климат — тоже. В условиях затяжных экономических морозов, в отеле «Эмеральд» собрались 250 воинов — профессионалов рынка недвижимости.

Год настоящей драки


Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Властители крайне редко собираются вместе. Для этого нужен веский повод: коронация, инаугурация, свадьба, какая-то значимая казнь или ежегодная конференция «НП». Оставить владения без присмотра невозможно, нужна постоянная связь. Почту будет доставлять главный письмоносец «Игры престолов» Ворон. И письма тоже особенные…

Лев МАРГОЛИН, директор по строительству Mirland Development :
«Достопочтимому мастеру масонской ложи Льву Марголину. Слышал, у Вас были временные неприятности, связанные с ослаблением рубля на фоне укрепления остальных. Прошу Вас не обижаться, так было надо для доллара. Просто бизнес, ничего личного. В конце концов, это всего лишь деньги, не так ли? Итак, к делу. Нам нужны точные сведения, обнаружилось ли в России то дно, которое все так долго искали? Не пора ли нам уже инвестировать в российские предприятия и какие признаки выздоровления экономики Вы наблюдаете? Подготовьте отчет. Передадите его нашему человеку. Пароль: «Тетя Хиллари заболела». Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп».

Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– Итак, Лев, нащупано ли дно? Пора ли инвестировать?

Лев МАРГОЛИН, директор по строительству Mirland Development:
– Это к вопросу о том, почему мы каждый год начинаем с именем какой-то скотины (Обезьяны, Тигра, Свиньи или Крысы), а в итоге выруливаем и живем по-человечески. Год назад все ожидали ужасов, а сегодня очевидно, что отрасль более или менее справилась с кризисом. Рубль слабый, санкции, но это уже норма, данность, к которой народ вполне привык. И 2017-й будет не таким уж страшным. И не надо буквально сравнивать его с 1917-м. Сто лет, прошедшие с тех пор, многому научили человечество. План Б в бизнесе, безусловно, нужен. Когда налетает шторм, поздно устраивать brainstorming, надо доставать план Б, план В…

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Или паспорт с шенгенской визой. А в чем заключается план Б при, допустим, 50%-м падении спроса, что не исключено?

Лев МАРГОЛИН, директор по строительству Mirland Development:
– В том, чтобы огромные пусковые комплексы на 1500–1800 квартир делить как минимум на три этапа — с выделенной землей, отдельной экспертизой, разрешением на строительство и прочим. В случае форс-мажора вместо трех этапов запускается один. Но еще раз: в 2016 году нам объективно не на что жаловаться.

Марк ЛЕРНЕР, генеральный директор компании ИСК «Петрополь»:
– Если смотреть на ситуацию без «воздушных шариков», спрос просел. Год оказался довольно ровным, но осеннего всплеска спроса мы не увидели. А вот предложение поступает на рынок довольно лихо. В 2017 году застройщики переключатся с борьбы за участки на борьбу за потребителя. Мы увидим настоящую драку за клиента.
Вторая история — влияние недальновидных чиновников на то, как общество воспринимает застройщиков. Нам формируют репутацию если не мошенников, то барыг. Доказательств нет, но приходится защищаться, увеличивая PR-бюджеты. Крупные застройщики просто заливают город рекламой. Но это стратегия вчерашнего дня. Сейчас клиент хочет прикоснуться к будущей покупке, увидеть свою квартиру, посоветоваться, почитать комментарии. У него должно сформироваться доверие. Если раньше с покупателем взаимодействовал бренд, то сейчас граждане общаются между собой, перемывая косточки бренду. Борьба за клиента развернется в Интернете: на форумах, в соцсетях.

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– У нас одновременно вступают в силу поправки 
в 214-й и новый закон о регистрации. Можно ожидать подвохов от законодателя? Заработают эти механизмы с 1 января или нам грозит коллапс рынка?

Игорь КРЕСЛАВСКИЙ, председатель правления СК «РосСтройИнвест»:
– Новые условия вряд ли будут шоком для застройщиков. Девелоперы готовятся. Необходимость согласовывать проектную декларацию с госорганами может создать небольшую заминку. Возможно, слияние баз данных государственного кадастра и реестра прав приведет к остановке процедуры дней на десять. Но после праздников все восстановится. В государственный фонд будут перечисляться средства застройщиков. Но это лучше, чем работа со страховыми компаниями, которая была бесполезной тратой денег.
Предложение на рынке действительно превышает спрос. Но уже сейчас выводится меньше площадей, меньше проектов, сокращается ввод. В этом году разрыв между спросом и предложением сократился. Цены начнут повышаться через какое-то время.


В особо малых размерах


Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Вчера были опубликованы данные Росстата и Счетной палаты: реальные доходы граждан за 10 месяцев сократились на 5,2%.

Игорь КРЕСЛАВСКИЙ, председатель правления СК «РосСтройИнвест»:
– Cитуация будет меняться постепенно. С текущим объемом продаж можно работать, можно развиваться даже. Но придется переформатировать проекты. Все сейчас этим занимаются.

Петр БУСЛОВ, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб»:
– Мне письмо. «Уважаемый господин Буслов, возможно, Вы слышали: наше ведомство, коему Вы косвенно подчиняетесь, затеяло упразднить неблагозвучный и даже унизительный для жилья термин «эконом», а вместо него ввести приятный для слуха и даже мобилизующий «стандарт». За основу мы хотели бы взять планировки комплекса «Северная долина». Можем ли мы рассчитывать на серьезное отношение к нашей реформе? А то в правительстве некоторые смеются, и даже Игорь Шувалов себе позволяет. Может ли таковой «стандарт» стать преобладающим типом жилья для российских граждан? Жду Ваших соображений на сей счет. Михаил Мень».
Отвечаю: по совету г-на Шувалова мы рассчитываем те 29 метров, из которых состоит наша квартира, сделать не только возможными для жизни, но еще и удобными.

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– И не смешными.

Петр БУСЛОВ, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб»:
– Целый штат сотрудников работает над тем, чтобы получился шедевр. Теперь по ситуации. Если в терминах «Игры престолов»: 2017-й будет годом Семи Больших Домов. Крупные девелоперы поделят весь массовый спрос. У небольших компаний нет таких возможностей управлять себестоимостью, давать рекламу и прочее. Им сложно конкурировать за массового клиента. Они уходят в нишевые проекты, где можно побороться за покупателя с помощью инноваций, хорошего продукта и тонких настроек.
И еще, мне кажется, следующий год будет годом банков. На рынке Московской области 70% сделок проходит с ипотекой. В декабре мы пришли к таким же показателям: продажи держатся на ипотеке. Скорее всего, ее роль и дальше будет увеличиваться. Королевскую гавань займут банкиры.

Сергей СТЕПАНОВ, директор по продажам компании «Строительный трест»:
– Рынок хорошо принимает проекты, которые качественно спроектированы и вовремя построены. Компании «Строительный трест» по-прежнему интересны как точечная застройка в городе, так и комплексное освоение большой территории с возможностью создать с нуля комфортную среду.


Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Мы услышали две интересные версии. Первая: доходы падают, а жилье будет дорожать. Видимо, это значит, что число реальных сделок будет сокращаться. Вторая: застройщики стремятся обустроить до уровня «прекрасного» те 29 метров, которые позволяют клиенту хоть как-то вписаться в бюджет покупки. Есть еще варианты?

Максим ЖАБИН, заместитель генерального директора СК «ЛенРуСтрой» :
– Мы не конкурируем с компанией «Главстрой» по объему ввода и даже не стремимся к этому. Продукт чуть дешевле или чуть дороже — дельта между расходами и доходами у всех компаний примерно одинакова. Конкуренция в эконом-сегменте высокая. Она идет за счет дополнительных опций в квартирах небольшого метража. Обустроить 30 кв.м для жизни можно, но не надо этого делать в большом количестве. Хотя квартиры на 29 кв.м, как ни странно, не пользуются огромным спросом сегодня, когда стоимость «двушки» в Горелово приближается к стоимости студии рядом с Обводным каналом.
А число проектов за КАД настолько велико, что конкуренция превращает эконом-сегмент в эконом плюс. В него переносят лучшее, что используется в комфорт-классе. Человек уже смотрит, что он может получить по 47 000 рублей за «квадрат».

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Слово Большому Дому, руководитель которого однажды сказал: «Люди не должны жить в таких щелях!»

Ирина ОНИЩЕНКО, директор по продажам ГК «Эталон-ЛенСпецСму»:
– Мы до сих пор так считаем. Иногда мне как продавцу и хотелось бы разбавить линейку, чтобы привлечь широкую аудиторию. Но потом понимаешь, что человек должен с комфортом доехать до дома, с удовольствием зайти в парадную, привести гостей и удобно с ними разместиться. Это не получается в стандарте, для этого нужен индивидуальный проект. Наши годовые результаты известны, «Эталон — ЛенСпецСМУ» — публичная компания. В прошлом году мы немного недотянули до 8000 контрактов, в 2016-м перешагнули эту цифру. Зима в этом году помогает продавать паркинги.
Сами клиенты приносят идеи, их подсказывает жизнь. Не видит решений тот, кто глух и слеп к тому, что творится вокруг. Нужно готовить разные продукты, на них всегда найдется покупатель. А кризис, он как грипп, каждый год новый штамм. Спасибо ипотеке, она помогает. Если люди не пользуются нашими рассрочками, а предпочитают стопроцентную оплату, то половина таких сделок проходит с участием ипотеки. Цены стабильные, даже немного растут.

Ольга ТРОШЕВА, руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость»:
– В начале года консалтинговый центр «Петербургская Недвижимость» давал осторожный прогноз: спрос будет чуть ниже, чем в 2015-м, когда было реализовано менее 3,8 млн кв.м. Сейчас мы прогнозируем реализацию 4 млн кв.м, по результатам трех кварталов 3 млн кв.м уже есть. Прирост спроса идет за счет Петербурга. В пригородной зоне спрос почти не меняется: 300 000–400 000 кв.м в квартал. За три квартала здесь реализовано порядка 6000 квартир. Тем не менее эта зона демонстрирует стабильные результаты, в ней сосредоточено основное доступное предложение. А средняя цена предложения по пригороду примерно на 30 000 рублей за «квадрат» ниже, чем в Петербурге.
Устойчивый спрос на однокомнатные квартиры сохраняется годами. Небольшие корректировки связаны с появлением европланировок, которые оживили спрос на «трешки».

Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– Европланировки подозрительно напоминают «хрущевки».

Ольга ТРОШЕВА, руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость»:
– Это востребованный формат. Важный фактор, поддерживающий рынок, — ипотека. В городе доля ипотечных сделок достигла 58%. В пригороде — до 65–70% от числа сделок. Виден небольшой прирост средней цены. Если раньше ценники росли вместе с рынком, то сейчас застройщик повышает их, когда объект достигает высокой стадии готовности. В таких локациях, как Мурино, Кудрово, цены стабильны.
До 30% сделок проходит с покупателями из других регионов. Их доля растет.

Малая доля шейхов


Анастасия ЯСИНСКАЯмодератор, главный редактор «НП»:
– А кстати, доходы верхней части общества продолжают увеличиваться. Что происходит в элитном сегменте?

Николай ПАШКОВ, генеральный директор «Knight Frank Санкт-Петербург»:
– Сначала письмо. «Дорогой Николай, надеюсь, что с моим особняком у Таврического сада все в порядке. Есть еще пара мелких вопросов. Я приезжаю не один, со мной приедет двор, дружина, челядь — всего, наверное, несколько тысяч. Сообщите, располагает ли блистательный Петербург возможностями для размещения нашего обширного хозяйства? Сколько особняков класса А, В, С в пределах центра Вы сможете арендовать? Сколько особняков класса «эконом» сможете предоставить? Цена значения не имеет. Если будут трудности с отселением нынешних владельцев, сообщите. Примем закон, издадим указ об ускоренном освобождении всего для государственных неотложных нужд. Председатель совета директоров компании «Газпром» Алексей Миллер».
Фактор Газпрома — не совсем миф. Он сильно поднял планку цен не столько в среднем сегменте, сколько в топовых позициях. Есть очень дорогие сделки. Элитная недвижимость демонстрирует завидную стабильность. По итогам трех кварталов 2016 года ввод элитного жилья по отношению к предыдущему году снизился на 5–6% в площадях и на 1% — в квартирах. И все это покупается. Объем спроса в 2016-м выше, чем в 2015-м, примерно на 15%.
По новому предложению в сегменте премиальных и элитных квартир основной потенциал сосредоточен в Петроградском районе. Но сейчас там осталось одно-два пятна, которые еще можно вовлечь в оборот. Предложение будет перемещаться на Петровский остров. Чтобы его раскрутить до уровня Крестовского, понадобится лет 5–10. Но проекты уже начаты или находятся в стадии разработки, некоторые выйдут на рынок в следующем году. Хорошим резервом для пополнения предложения остаются старые промышленные площадки.

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– В Лондоне несколько лет назад приезжие: шейхи, русские олигархи, потом китайские — взвинтили цену на элитную недвижимость, после чего подорожала вся остальная. И коренные лондонцы стали возмущаться, что им в собственном городе жилье не купить, да и арендовать уже не по карману. Завышение уровня цен произошло по причинам не только экономическим, но и психологическим.
В высокой стоимости петербургской недвижимости есть психологический фактор?

Николай ПАШКОВ, генеральный директор «Knight Frank Санкт-Петербург»:
– Петербург — не столица и не финансовый центр страны. Нам засилье шейхов, олигархов и прочей состоятельной публики в ближайшем будущем не грозит. Москвичи, глядя на нашу элитную недвижимость, говорят, что она не элитная и не должна столько стоить. Но все же покупают за эти деньги.

Деньги — есть!


Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Главный вопрос остается открытым: откуда у граждан деньги?

Татьяна ХОБОТОВА, руководитель отдела ипотеки филиала ВТБ 24 в Петербурге:
– Зачитываю письмо: «Хранительнице большой ипотечной печати. До нашей итальянской провинции дошли слухи, что вы у себя в заснеженной России умудряетесь зарабатывать на ипотеке 11–14%, а на розничных кредитах и вовсе до 25%. Наш банк — старейший в мире, он существует более 500 лет, и никогда, никогда нам не удавалось добиться даже близких показателей. Как, во имя страстей Господних, как вам это удается? И откуда берутся деньги у подданных Великой России, чтобы с вами рассчитаться? Умоляю, расскажите. Если же это глубокая коммерческая тайна, давайте хотя бы договоримся о синдицированном кредите. Директор Banca Monte dei Paschi di Siena Марко Морелли».
У людей деньги действительно есть. И их много. Те, кому все-таки не хватает, или те, кто не хочет извлекать их из бизнеса, обращаются в банк. В 2014 году партиями покупали не только холодильники и телевизоры, но и квартиры. В 2015-м вместе с доходами упал и спрос. А кредит подорожал. И только государственное субсидирование удержало рынок от падения на 80%. Оно остановилось на 40%. А 2016 год мы завершаем замечательно. На слухе, что заканчивается господдержка, опять возник ажиотажный спрос.

Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– А банк это не испугало? Уверены вы, что люди смогут эти кредиты отдать?

Татьяна ХОБОТОВА, руководитель отдела ипотеки филиала ВТБ 24 в Петербурге:
– Роста просроченной задолженности нет. Совсем нередкий случай — частичное досрочное погашение. Клиент стал очень прагматичен. Он четко знает, что хочет купить, как будет обслуживать и когда погашать ипотеку. Инвестиционных покупок с привлечением ипотеки сейчас нет. Покупают, чтобы жить. При этом ипотека молодеет. Нижняя граница возраста заемщиков опустилась до 23–24 лет. Межрегиональных сделок у нас порядка 15%. В основном заемщики с Северо-Запада: из Мурманска, Архангельска.
В 2017-м, думаю, объем выдачи вырастет на 20%, и мы достигнем показателей 2014 года. Доля ипотеки в стройке сохранится на уровне 65%.

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– У нас почти 10% домохозяйств выплачивают ипотечные кредиты. Это много, мало или нормально?

Николай ПАШКОВ, генеральный директор «Knight Frank Санкт-Петербург»:
– В странах Европы закредитовано от 50 до 80% населения. По какой ставке — это второй вопрос.

Не Газпромом единым


Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– Для коммерческой недвижимости прогнозы в начале года были совсем уж мрачные. Что произошло за этот год в офисном, торговом, складском секторах? Появились ли новые нетривиальные форматы?

Андрей ЛУШНИКОВ, председатель совета директоров ГК «Бестъ»:
– Письмо для компании «БестЪ». «Милостивые государи, ваши усилия по восстановлению утраченного достояния заметны даже из Парижа. Мы сочли вас достойными более значимых дел. Дача Бенуа — это прекрасно. Но мелковато. Вам нужен размах. В Петергофе была небольшая Нижняя дача, ее занимали Николя и Алекс. В 1961-м большевики зачем-то ее взорвали, должно быть, на кирпичи. Анри и Жорж, прошу вашего инженерного мнения: уместно ли восстановить Нижнюю дачу в том виде, в каком она была в 1916-м? Можно ли ее приспособить под какие-либо культурные или просветительские цели, но так, чтобы еще и доход приносила? Можно ли, опираясь на прецеденты международного права, как-то незаметно изъять ее из юрисдикции нынешнего государства? Княгиня Мария Владимировна, глава Российского императорского дома».
Сразу скажу, что наши проекты всегда коммерческие. Дача Бенуа — не исключение. Мы просто немножко больше вкладываем в них, чем надо бы. И делаем, как нам нравится. А потребитель всегда находится. Нужна идея, которая раскачает спрос, и тогда проект будет жить.

Георгий РЫКОВ, генеральный директор «Бестъ. Коммерческая недвижимость»:
– В «Игре престолов» есть хорошая тема — Белые ходоки. Это постмодернистское общество, которое существует за Стеной. А стена у нас одна — Кремлевская. Белые ходоки делают всех, к кому они прикасаются, неживыми, но бессмертными. Они лишены эмоций. Над этим стоит задуматься, потому что общество может сильно измениться. И тогда недвижимость, которую мы строим, не будет нужна никому. Но рынок пока неплохой, и наши здания заполнены.

Андрей КОСАРЕВ, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург:
– На офисном рынке никакой трагедии нет. Многие годы мы повторяем мантру про Газпром. Крупный арендатор, конечно, сильно влияет на рынок. Но в этом году было введено около 278 000 кв.м качественных офисов, рекорд для последних семи лет. Чистое поглощение составит 270–280 000 кв.м, на 15% больше, чем в прошлом году. И примерно 100 000 кв.м поглощено не газпромовскими структурами и не конечными пользователями.
Окно возможностей для крупных компаний закрывается: все труднее становится арендовать крупные блоки качественных офисов (от 5000 до 10 000 кв.м). Не говоря уже о том, чтобы сделать это за разумные деньги. А желающие есть. Строить «для себя» — путь долгий, затратный. Проще купить недооцененное здание и вложиться в реконструкцию. Такие сделки и проекты мы увидим в следующем году. Возможна конвертация апартаментов, ритейла в офисы под конечного пользователя.
Ставки аренды в заполненных бизнес-центрах класса А выросли в среднем на 8–10%. Для кризиса совсем неплохо. Но недостаточно для того, чтобы имело экономический смысл строить новые.
В ритейле вакансии составляют около 8,5%. Введено порядка 90 000 кв.м арендопригодных площадей в двух объектах — «Охта Молл» и «Порт Находка». На ближайшие два года не заявлен ввод крупных и средних торговых центров. Ближайшая перспектива — ТРК «Голливуд». Следующая — «Мега», которая откроется только в 2021-м.
Компания Colliers успешно делает реконцепцию торгового центра «Капитолий» и взяла в управление три торговых центра: «Пик», «Озерки» и «Адмирал». Их тоже ждет постепенная реконцепция с улучшением качества, посещаемости, доходности.

Александр ПАРШУКОВ, директор по инвестициям «ВТБ Девелопмент»:
– Прогноз по производственному сегменту к концу года стал позитивнее. Примерно со второго квартала производственные компании начали рассматривать проекты для развития, поток заявок на участки под размещение промышленных мощностей вырос. Но работу приходится строить от клиента, каждому предлагая индивидуальное решение. Проекты build-to-suit мы предложили еще в 2015-м. В этом году разрабатываем решение для малого бизнеса — готовое здание с небольшими производственными помещениями. Приоритетом для нас остается не сдача таких площадей в аренду, а их продажа. Спрос есть. Владельцы небольших предприятий, которым нужно до 1000 метров, хотят владеть своим помещением, чтобы не зависеть от арендодателя, от возможного повышения ставок. Они готовы выкупить часть здания, если у них будет свой подъезд, парковка. Такой продукт есть только в «сером поясе», а там — свои риски, и не только налоговые. Мы надеемся, что в следующем году эти потребности воплотятся в конкретные сделки.

Смелые решения

Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– Какие прогнозы у специалистов, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, отвечают за технологии?

Олег КЕЛЬНИК, основатель сервиса VR-платформа для недвижимости Planoplan:
– Я бы пожелал всем в 2017 году смелости. Вместо того чтобы заливать рынок рекламой, стоит использовать сквозную аналитику спроса по примеру компании «Самолет Девелопмент». А когда привлечете максимально возможную аудиторию, придется научиться работать с ней: внедрить digital-сценарии, использовать решения в области виртуальной реальности, которые увеличат конверсию продаж. Маленькие компании успешно пользуются новыми IT-технологиями и отвоевывают у больших и менее подвижных свой кусочек рынка. IT-специалисты перестали быть ребятами, которые исполняют чужие решения. Они придумали собственные инструменты, для того чтобы девелоперы могли оставаться в рынке.

Дмитрий ПАНОВ, генеральный директор ГК «Доверие»:
– Рынок становится все более конкурентным. Но вместо драки за покупателя я бы предложил коллегам взаимодействие с властью. Как бы мы ни бились за снижение себестоимости, за клиента, за проектное финансирование, которое предоставляют сегодня полтора банка, все это теряет смысл, если коэффициент использования территории вместо 2,3 становится 2, а высотность вместо 50 метров — 40.
Я предлагаю коллегам побороться вместе за то, чтобы нас слышали, добиться от власти ответов на наши вопросы.

Дмитрий СИНОЧКИНмодератор, шеф-редактор «НП»:
– Правовые и налоговые новости не оставляют поводов для оптимизма. Какую стратегию выбрать бизнесу: максимально дистанцироваться от власти и заниматься делом либо пытаться как-то на нее влиять?

Дмитрий ПАНОВ, генеральный директор ГК «Доверие»:
– Думаю, вторую. Кроме того, в 2017 году петербургский рынок ждет серьезное ужесточение конкуренции, потому что сюда идут игроки из Москвы. Они придут с отточенными, отработанными механизмами. Я бы предложил девелоперам больше путешествовать, смотреть, что уже реализовано за границей. Пока успешных инструментов для работы с рынком покупателя в Петербурге внедрено достаточно мало.

Елена БОДРОВАисполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов РГУД:
– Мне письмо. «Уважаемая госпожа! До нас дошли слухи, что в некоторых изданиях, а также на некоторых мероприятиях, проводимых не без Вашего участия, распространяются сведения о том, что якобы зима будет долгой. Надеемся, эти клеветнические измышления распространяются без Вашего ведома? Возможно, Вы с ними не согласны? Объяснитесь. Со своей стороны, как лицо, уполномоченное надзирать за погодой, уверяю Вас, зима будет как зима. Ну да, морозной. Возможно, она затянется на более долгий срок, нежели мы привыкли. Но ведь не ужас-ужас! Если же Вы и известные Вам лица употребляете это выражение метафорически, в переносном смысле, тогда я умолкаю и вверяю ваши судьбы в руки Великого и ужасного Роскомнадзора, вплоть до конфискации тиража и удаления из сетей. Глава Росгидромета Александр Фролов».
Могу сказать, что температура на рынке стабильная и мы в Российской гильдии управляющих и девелоперов не видим слишком тяжелых ситуаций. Компании, которые давно существуют на рынке, очень стрессоустойчивы и мало зависят от прихода новых игроков или от поддержки властей. Основные надежды они возлагают на спрос, на население.

Анастасия ЯСИНСКАЯ, модератор, главный редактор «НП»:
– Население, как всегда, не подведет.

В ожидании Столыпина

Светлана ДЕНИСОВА, начальник отдела продаж СК «БФА-Девелопмент»:
– Кроме общего видения, понимания сложности ситуации, связей существуют установки. Если установки оптимистичны, все преодолимо. Есть китайский иероглиф: твердый дух преодолеет все препятствия.

Дмитрий СИНОЧКИН, модератор, шеф-редактор «НП»:
– Как говорится, все, что нас не убивает, потом горько жалеет об этом.

Вера СЕРЕЖИНА, генеральный директор крмпании «Северный город»:
– За нисходящим трендом придет восходящий. Кризис есть, но сложные времена наступили не сегодня. И рынок показал высокую адаптивность. В начале 2016-го наметились новые старты, новые форматы. Девелоперы проявили большую точность в их разработке и предложили покупателю очень разные продукты. И в этом разнообразии — сила.

Олег БАРКОВ, генеральный директор HANSA Developmrent:
– Кризиса нет, есть устойчивое развитие. Хорошая снежная зима — это привычнее для русского человека, чем +2, пасмурное небо и черная земля. В послании президента Федеральному собранию я услышал две ключевые вещи. Первая: все наши проблемы находятся внутри страны. Вторая: главная задача — перезапуск экономической модели. Всем нам и стране на следующий год я пожелал бы Столыпина. Появления человека или группы людей, которые сформулировали бы программу перезапуска экономики. Вместо «Песенки про пять минут» хочется услышать песенку про 1%. Здесь сидят профессионалы, которые хорошо умеют считать. Каждый понимает, как позитивно отразится на его бизнесе плюс 1% к ВВП, минус 1% учетной ставки и минус 1% ставки по ипотеке.

Святослав ГАЙКОВИЧ, руководитель, вице-президент санкт-петербургского Союза архитекторов, Архитектурнное бюро «Студия - 17»:
– Я представляю здесь не только «Студию-17», но и Союз архитекторов. И хотя у моей студии все в порядке, есть заказчики из Шанхая и  Турции, но это исключение. На архитектурном рынке падение оборота испытали 90% компаний. Это началось в 2015 году и продолжается в 2016-м. Здесь все время говорилось, что мы приспособились к новым условиям. Но архитекторы не хотят приспосабливаться к дурацким условиям. Мы хотим, чтобы колосья вырастали не на гербе, а в поле, а зима была недолгой и сменилась весной.