НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 22:59

Электрический дворец

30 марта 2020 в 07:59

Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: Дворцовая электростанция с флигелем
Адрес: Пушкин, Малая ул., 7–9
Архитектор: Сильвио Амвросиевич Данини
Годы постройки: 1896–1898

В конце 1898 года в Царском Селе стало на один дворец больше. Его торжественное открытие и освящение состоялось 8 ноября на углу Малой и Церковной улиц. Это изящное одноэтажное здание в английском готическом замковом стиле со стрельчатыми окнами, ромбовидной вязью, высоким зубчатым аттиком и дымовыми трубами в виде башенок до сих пор является одним из архитектурных украшений Пушкина и памятником федерального значения. Вот только при парадной внешности назначение у здания утилитарное, а точнее – промышленное. Такой образ был создан для Дворцовой электростанции, благодаря которой Царское Село стало первым европейским городом, полностью освещённым только электричеством.

Необходимость в увеличении городских электромощностей появилась за несколько лет до этого. Императорская семья перебралась в пригородную резиденцию для постоянного пребывания, из-за чего электростанция в Певческой водонапорной башне стала работать на пределе возможностей. Сначала речь шла о значительном расширении. Но подсчёты показали, что гораздо практичнее построить новую электростанцию для освещения дворцового комплекса со всеми постройками, казарм лейб-гвардейского полка и собственного конвоя, а также конюшенного ведомства.

Создать внешний облик было поручено главному архитектору Царского Села Сильвио Данини. Подбором оборудования занимался заведующий царскосельским водопроводом и электроосвещением Леопольд Шведе. Конкурс поставщиков выиграли Рижский завод динамо-машин, котельное производство «Фицнер и Гампер», а также монтажная компания «Броун Боверн и К». А вот фонарные столбы были созданы по рисункам самого Данини и оказались значительно дешевле готовых типовых образцов, которые предлагали российские производства. Самым интересным стало визуальное решение разводной опоры с кованым пятиярусным канделябром со светоточками и двумя шестигранными фонарями, которая стоит напротив главного фасада здания по сей день.   

Строительство шло быстрыми темпами. Электростанция была возведена за год. В главном здании расположились машинное отделение и котельная, а также конторы, мастерские и квартиры для сотрудников. Флигель предназначался для складских и хозяйственных целей.

Ещё год потребовался на монтаж оборудования. С 1898-го по 1911-й мощность электростанции обеспечивали четыре паровых котла, которые отапливались нефтью и снабжались водой из Кухонного пруда Александровского парка. Затем мощность пришлось увеличить. В результате состав оборудования расширили до пяти котлов, двух паровых динамо-машин по 350 л/с каждая с генераторами тока высокого напряжения на 2000 вольт и одним турбогенератором на 500 л/с.  Это позволило подключить к электросети всё Царское Село, начиная с нового вокзала и заканчивая уличными фонарями. Говорят, жители города очень гордились этим фактом и порой специально выходили из домов, чтобы полюбоваться ярким светом собственных окон.

Дворцовая электростанция, похожая на дворец, проработала до 1921 года, после чего была остановлена из-за отсутствия топлива. В 1930-е всё оборудование демонтировали, а город переключили на электросеть 1-й ГЭС.

Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВдиректор компании «Конфидент»