НАШ ЦИТАТНИК: «Крупные девелоперы сейчас начнут раскручивать историю с отменой ипотечных льгот как стимулирующую. И мы тоже. После 1 июля рынок изменится кардинально. Рекомендую коллегам готовиться к тому, что через какое-то время льготную ипотеку отменят вообще...» Максим Жабин

8 мая, 23:12

«Толстовский дом» теряет арендатора

15 марта 2021 в 06:57

Анне Архиповой фон Калманович придётся выехать из мансарды в «Толстовском доме».

Помещение площадью 63 кв.м использовалось под творческую мастерскую. Впрочем, глянцевые издания утверждают, что фактически здесь была квартира, в которой Шабтай Калманович останавливался, приезжая в Петербург.

И сам дом, и участники этой драмы, бесспорно, заслуживают хотя бы нескольких абзацев.

Шабтай Калманович родился в Литве, в 1947-м. Окончил Политех в Каунасе, потом уехал в Израиль. Развернул международный бизнес, включая Ботсвану, Анголу и Сьерра-Леоне. В 1987-м его арестовали по обвинению в шпионаже в пользу СССР. Дали 9 лет, он отсидел половину срока. За него ходатайствовали и артисты (от Спивакова до Кобзона), и политики, включая Михаила Горбачёва. В 1993-м Калманович вернулся в Россию. Финансировал спортивные клубы; титул барона и приставку «фон» он получил официально, в Литве, за победу «Жальгириса» в Евролиге. Поддерживал подмосковный «Спартак». Вкладывал деньги в Тишинский и Драгомиловский рынки в Москве, на паях с Кобзоном создал фирму «Лиат-Натали». Его считали «агентом КГБ»; половину слухов о себе он распускал сам. Его расстреляли в 2009-м, в центре Москвы. Киллеров нашли в 2019-м.

Анна Архипова – третья супруга Калмановича. На четверть века моложе, баскетболистка, чемпионка Европы, серебро на Чемпионате мира, бронза на Олимпиаде. После гибели мужа стала директором подмосковного клуба «Спартак», где занимаются двое её сыновей. В интервью сдержанна, таблоидам неинтересна. Живёт в Подмосковье; как использовалась мансарда, уточнить не удалось.

«Толстовский дом», занимающий пол-квартала от ул. Рубинштейна до Фонтанки, – творение Фёдора Лидваля. Официальный адрес: Рубинштейна, 15–17. Кстати, сам генерал-майор Михаил Толстой в нём не жил. Но если говорить об «элитности» как об истории – это сюда. Дореволюционным обитателям дома посвящены несколько книг. Из обширного перечня именитых жильцов нашего времени приведём краткую выдержку. Здесь обитали Михаил Маневич, Эдуард Хиль, поэт Евгений Рейн (впрочем, поэт – во флигеле). Сейчас квартируют: театрал Владимир Кехман, продюсер Владимир Киселёв, партнёр Розенбаума предприниматель Евгений Купсин...

Договор аренды нежилого помещения Шабтай Калманович заключил в 2006 году сроком на 10 лет. В мансарде сделан ремонт, выполнена перепланировка. После гибели предпринимателя Анна Архипова фон Калманович продолжала пользоваться мансардой. В 2013 году регистрационная запись о договоре аренды была погашена, сам договор – расторгнут. По Гражданскому кодексу, наследники имеют преимущественное право на перезаключение договора аренды. И в 2019 году вдова обратилась в Куйбышевский суд с иском к КИО. Суд отказал: в договоре с Калмановичем был пункт, в соответствии с которым «в случае смерти арендатора его права и обязанности по договору к наследнику не переходят». Кроме того, суд указал, что предоставление «творческой мастерской» было обусловлено личными качествами арендатора. То есть покойный Калманович, по мнению суда, был творческой личностью, а его вдова – нет. Ей предложили обратиться в Фонд творческих мастерских «в общем порядке».

Выиграв дело, Смольный выдвинул свои требования: взыскать с Анны Архиповой фон Калманович «неосновательное обогащение» (за пользование с 2009 года помещением без надлежащих документов), с процентами – всего около 3 млн рублей. И выселить её из занимаемого помещения.

Ответчица выдвинула встречный иск: зачесть проведённый ремонт на сумму 3,2 млн рублей. Обоснование было слабенькое: как отмечено в решении, эксперты подсчитали затраты на основании «устных пояснений представителя ответчика». К тому же текущий ремонт – обязанность арендатора, необходимость капитального не была доказана.

В итоге в марте 2021-го суд решил: претензии КИО сократить до 622 000 рублей, проценты составят 63 000. Во встречном иске – отказано. Анне Архиповой фон Калманович придётся эту сумму выплатить, а помещение освободить.

Кстати: квартиры в «Толстовском доме» иногда продаются. (В том числе – в ходе торгов по банкротству.) От 90 000 до 200 000 рублей за кв.м. Потому что дом большой, и квартиры разные. Как и обитатели.